Весной 2010 года Комиссия научного туризма РГО провела экспедицию «Хибинские тундры - 2010» по Кольскому полуострову, целью которой было выявление резервов развития туризма в регионе.
Краткая справка по имеющимся центрам туризма в Хибинах
Главным туристским центром в Хибинах является город Кировск, расположенный в южной части массива гор. Непосредственно на склонах Хибин, прилегающих к Кировску, находятся горнолыжные трассы, привлекающие любителей горных лыж и сноуборда из европейской части России. В Кировске есть и гостиницы, и сдаваемые внаем квартиры, и кафе, магазины.
Город Апатиты, через который проходит железная дорога, несмотря на то, что он значительно больше Кировска и превосходит его по числу благоустроенных гостиниц, по отношению к Кировску играет вспомогательную роль, являясь перевалочным пунктом.
Тем не менее, Кировск, хоть и находится в долине, окруженной горами, с точки зрения имеющегося потенциала развития туризма находится не в самом выгодном положении.
Это обусловлено тем, что изначально Кировск, город шахтеров, был, как сейчас говорят, «заточен» под горнодобывающую промышленность. Горнолыжные трассы и туристские базы во времена СССР служили вспомогательной частью, призванной обеспечить нелегкий шахтерский труд активным отдыхом. Для осуществления этой цели в районе Кировска могли быть выделены только вполне определенные горные склоны. Остальные заняты карьерами или непригодны для спорта.
Из расположенных вне Кировска и Апатит значащих объектов туристской инфраструктуры можно выделить лишь Куэльпор. Этот туркомплекс, созданный на базе бывшего геологического поселка, расположен в живописной долине Кунийок рядом с базой МЧС.
Куэльпор, в силу труднодоступности (сообщение зимой снегоходами, вездеходами, летом внедорожниками), предоставляет ограниченный спектр услуг: комфортабельный ночлег, баня, катание на снегоходах, прокат лыж, и… любование красотами гор.
Трудности в развитии Куэльпора обусловлены лавинной опасностью единственной вездеходной дороги, ведущей в Кировск через перевал Кукисвумчорр, отсутствием электроснабжения, канализации с очистными сооружениями и прочими элементами, необходимыми для полноценного функционирования современного туристского комплекса и снятия антропогенной перегрузки с долины Кунийок.
Странно, что до сих пор никто из заинтересованных в развитии горнолыжного спорта и туризма в Хибинах не обратил внимание на настоящий Клондайк в плане развития многопрофильного туризма - район станции Имандра, рядом с которой в этом году проводила работу экспедиция Комиссии научного туризма РГО.
Станция Имандра — поселок в Мурманской области в 148 км от Мурманска, находящийся у северо-западной оконечности Хибин на берегу живописного озера Имандра.
Поселок Имандра входит в городской округ города Оленегорска.
Близ станции на берегу реки Гольцовки ранее существовало селение Половинка, основанное в 1900 году.
Посёлок вырос в годы строительства Мурманской железной дороги, был ключевым участком ее стройки.
В начале 20-х годов XX века Имандра являлась базой для экспедиций академика Александра Ферсмана, выявивших минералогические богатства Хибин и положивших начало освоению края.
В 1980-х в селе насчитывалось несколько тысяч жителей, сейчас население составляет около 60 человек, в основном железнодорожники и рабочие ЛЭП. Поселок предполагается в ближайшее время упразднить, а жителей переселить в Оленегорск, так как поселок Имандра (принадлежащий Октябрьской железной дороге) признан ее руководством неперспективным и подлежащим расселению. Сейчас в поселке проживает не более 50 семей, и, как предполагается, все они должны вскоре переехать в Оленегорск.
Автомобильного сообщения со станцией нет, однако есть вездеходные дороги со стороны Апатит и Оленегорска.
Станция Имандра Мурманского отделения Октябрьской железной дороги имеет развитую железнодорожную инфраструктуру, позволяющую принимать как пассажирские, так и грузовые поезда, запасные пути.
Сам поселок состоит из нескольких десятков одно- и двухэтажных деревянных и каменных домов (здание школы, станции), есть готовые фундаменты от разобранных домов, линии ЛЭП - силовое электричество, водонапорная башня, водопровод, канализация, рядом огромное озеро, сообщающееся с другими населенными пунктами. Озеро Имандра пользуется большой популярностью у рыбаков.
Пожалуй, основным итогом экспедиции, проходившей непосредственно в районе гор, прилегающих к станции, можно считать разработанное комиссией предложение по организации в Хибинах на базе поселка Имандра современного многопрофильного молодежного туристского центра.
Поселок Имандра – прекрасный инвестиционный объект для развития туризма.
Предварительное обследование склонов близлежащих гор, проведенное экспедицией Комиссии научного туризма, позволяет сделать выводы о возможном создании недалеко от самой станции Имандра полноценных горнолыжных трасс.
На основе существующего поселка можно построить великолепный международный туристский центр (гостиничный комплекс, бассейн, прокат снаряжения, летом абсолютно белые (солнечные) ночи, зимой экзотика полярных сияний), а также опорный центр по различным видам туризма: лыжному, горно-прогулочному лыжному, горнолыжному (нужны подъемники и пр.), кайтингу, парапланеризму, парусному спорту водно-сплавному по оз. Имандра и окрестным рекам, пешеходному, горному, альпинизму, минералогическому или геологическому туризму. На базе такого центра можно развивать комплексные туристские соревнования, в том числе экстремальные. Здесь можно организовать геолого-минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, посвященный освоению Хибин и минеральным богатствам полуострова.
Туристский центр на начальном этапе можно образовать без больших капитальных вложений на базе имеющейся перечисленной инфраструктуры (домов, электричества, водопровода, канализации, подъездных железнодорожных путей, позволяющих по сносным ценам доставлять любые грузы).
Напротив ст. Имандра через одноименное озеро находится дачный поселок РижГуба, к которому идет шоссе из Мончегорска, стоящего на Мурманской автомобильной трассе, возможна прокладка дороги по вездеходной трассе к Оленегорску. Можно организовать с РижГубой сообщение летом катерами, а зимой снегоходами, а для приезжающих автомобилистов в РижГубе организовать отель и охраняемую автомобильную стоянку.
Озеро Имандра судоходно для маломерных судов. На нем проводятся парусные соревнования на небольших яхтах. Реально сооружение причала, создание парка прогулочных катеров, швертботов, катамаранов и виндсерфингов.
Комиссия готова продолжить исследования, начатые в направлении проработки создания предлагаемого туристского центра, но для этого необходима поддержка заинтересованных кругов.
Также участники экспедиции собрали фото- и видеоматериалы – для создания путеводителей, буклетов и фильмов о регионе и его туристических объектах.
Сергей Голубев, руководитель экспедиции, председатель Комиссии научного туризма РГО
Фото участников экспедиции