Образы водоплавающих птиц —
уток, гусей и лебедей — играют в русской фольклорной
традиции исключительную роль. Зачастую именно утица, лебедь
или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых
песнях календарного цикла. Так, "уточка полевая" или "утка
луговая" — характерные персонажи песен масленицы —
праздника, связанного с культом предков и заклинанием
плодородия грядущего земледельческого года. В одной из
масленичных песен масленицу называют "белой уткой", в
другой, сибирской, "гусляную" масленицу провожают своими
криками летящие гуси, в третьей — веселыми криками призывают
ее, когда до масленицы остается один день1. Но в
действительности в это время на данных территориях нет и не
может быть гусей, — их весенний прилет происходит
значительно позднее, так же, как нет и не может быть
гусей-лебедей перед Рождеством. Однако в песне, записанной
П. В. Шейном в Псковской губернии, поется:
Приходила Коляда наперед
Рождества,
Виноградье красно-зеленое мое!
Напала пороша снегу беленького:
Как по этой по пороше
Гуси-лебеди летели — коледовщики, недоросточки 2.
Ей вторит виноградье из
деревни Евсеевская Тарногского района Вологодской области,
записанное Д. М. Балашовым, Ю. И. Марченко и Н. И.
Калмыковой:
Щче-то припевка про гуся, ой
С виноградьем да и вся, да
Виноградиё, ой
Красно-зеленовоё3.
В волочебных песнях, имевших
также ритуальное значение и считавшихся способом магического
подчинения человеку сил природы, довольно часто фигурируют
гуси-лебеди. Так, в одной из песен, записанных П. В. Шейном
в Псковской губернии, есть исключительно интересное
противопоставление:
Не гуси летят, не лебеди,
Христос воскрес на весь свет!
Имеет смысл в этой связи
вспомнить, что и колядовщики, и волочебники воспринимались в
народной традиции как воплощение душ предков, которым
подавалось ритуальное подаяние, и связь их с
гусями-лебедями, судя по всему, была не случайной. Об этом
свидетельствует концовка зачина выше цитированной волочебной
песни Псковщины:
Не гуси летят, не лебеди —
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебники,
Волочебники-полуночники4.
О связи водоплавающих птиц с
тем светом, со смертью свидетельствуют также русские
народные загадки:
На море, на окияне,
На острове Буяне
Сидит птица Юстрица;
Она хвалится, выхваляется,
Что все видала, всего много едала
Видала царя в Москве,
Короля в Литве,
Старца в келье, дитя в колыбели,
А того не едала, что чего в море
недостала.
(Смерть)
Сидит утка на плоту,
Хвалится казаку:
Никто меня не пройдет,
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
(Смерть)
В таком последнем весеннем
обряде, как "Похороны Костромы", также целиком связанном с
заклинанием плодородия, обращением к предкам — подателям
плодородия, во Владимирской губернии к главному персонажу
обряда обращались следующим образом:
Костромушка моя, Костромушка.
Моя белая лебедушка.
У моей ли Костромы много золота-казны,
Костромушка-Кострома, лебедушка-лебеда!5
В песнях святочных гаданий,
предвещающих свадьбу, именно гуси-лебеди летят через
сад-виноград и роняют золотые обручальные кольца6.
Особенно широко распространены образы серых гусей и белых
лебедей в русских народных свадебных песнях, где постоянно
сравнение невесты с "лебедью белой", плавающей по "морю
Хвалын-скому", по "Дунаю", восклицающей "на тихих заводях",
"отстающей от стада лебединого", с серой утицей или с павой,
которая, судя по всему, также мыслилась в русской народной
традиции водоплавающей птицей (утицей или лебедью). О том,
что пава и лебедь в народном представлении одно и то же и
что образ павы имеет мало общего с павлинами,
свидетельствует песня, записанная в 1958 году в
Архангельской области, т.е. там, где, как и в бывшей
Вологодской губернии было широко распространено изображение
пав на свадебных полотенцах, сарафанах, подолах рубах:
Что на тихой на тишине,
Да на тихой лебединою
Да тут не паванька плавала,
Да не пава перья ронила...7
В то же время жених, как
правило, сравнивается с серым гусем. Интересно, что стадо
гусей, к которому принадлежит гусь-жених, связано в одной из
песен свадебного цикла, записанной в 1929 году в
Архангельской области, со следующим кругом образов:
Из-за гор, гор высоких.
Да из-за лесу, лесу темного.
Да из-за садику зеленого.
Из-за садику зеленого.
Да из-за моря, моря синего,
Да поднималась туча грозная.
Да со громами со громучима,
Да с молоньями со палючима,
С молоньями со палючима,
Да с крупным-то частым дождиком,
Со крупным -то частым дождиком.
Да с бурею — со падсрой.
Да со тяжкой-то заметелицей.
Да из-под той-то тучи грозноей
До из-под той-то непроносноей
Вылетало-то стадо гусей
Да стало гусей — серых утичек.
Да во черных гусях — серых утицах.
Во черных гусях — серых утицах,
Да замешалась лебедь белая...
8
В этой свадебной песне имеется
полный набор сакральных символов пространства и природных
стихий. В пространственные характеристики включаются и горы,
и лес, и сад зеленый, и море синее, т.е. все то, с чем в
песнях свадебного цикла связано продвижение свадебного
поезда, переход из одного рода в другой, смена невестой
своего социального статуса. Гусиное стадо, членом которого
является жених соотнесено в этой песне с целым комплексом
природных явлений сакральный характер которых очевиден. Это
одновременно и крупный частый дождичек, и буря, и "грома
гремучие", и "молоньи палючие" и метель, которые приносит с
собой гусиное стадо в образе "тучи грозной". Гуси — туча,
гром, молнии, буря — взаимосвязаны.
Можно предположить, что столь серьезное отношение к образам
гусей-лебедей в народной песенной традиции, имеющее
достаточно аналогов в русских народных сказках, может быть
объяснено тем, что эти образы сложились в глубочайшей
языческой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные
факты. Еще на праславянских украшениях встречаются
многочисленные изображения лебедей. Они расположены по
сторонам женской фигуры с поднятыми руками на бронзовом
браслете VII в. до н.э. из клада в Радолинеке близ Познани.
На древнеславянских зольниках, местах ритуальных костров,
археологи находят вырытые в земле гигантские фигуры лебедей.
Древнегреческая мифология связывает лебедей — священных птиц
Аполлона — с северной окраиной Ойкумены, куда они ежегодно
уносили бога к берегам холодного Кронийского океана, в земли
гипербореев. Вероятно, прав Б. А. Рыбаков, считая, что
"солнечных лебедей праславянского мира мы должны
рассматривать не как механическое заимствование античного
мифа, а как соучастие северных племен в каком-то общем
(может быть, индоевропейском) мифотворчестве, связанном с
солнцем и солнечным божеством" 9. Он отмечает
также, что образ женщины, воздевшей руки к небу, с
птицами-утицами по сторонам, очень архаичный, дожил в
северорусской вышивке до конца XIX века 10.
Привески в виде утицы, гуся и лебедя доживают в славянской
традиции до XII в. А. В. Чернецов отмечает, что "образы двух
птиц наряду с растительным декором (чаще всего по сторонам
деревца) — это традиционная в древнерусском искусстве
идеограмма райского сада. Это связано с дохристианским
представлением о том, что рай (ирий) — место, куда улетают
птицы" 11. Что касается ковшей-скопкарей,
наливок, чарок, солониц, охлупней изб и т.д. в форме
утки-лебедя, то все это сохранялось на Русском Севере вплоть
до рубежа XIX- XX веков.
Надо заметить, что в приведенной выше свадебной песне можно
найти довольно прозрачную аналогию древнегреческому мифу о
браке Зевса и Леды, только там бог-громовержец, уже обретший
антропоморфный облик, в силу своего каприза становится
лебедем, а в восточнославянской (конкретно севернорусской)
традиции мы сталкиваемся, думается, с более архаическим
мифологическим пластом, когда жених и его род — стая гусей и
туча, буря, гром, молния одновременно. Таким образом, со
стаей гусей, а значит и с самим женихом, ассоциируется весь
набор тех сакральных атрибутов, которые станут впоследствии
принадлежностью только одного бога-громовержца —
обожествленного неба. Так как, судя по всему, у образов
гусей- лебедей общие индоевропейские истоки, необходимо
обратиться к древнейшим памятникам индоевропейской мифологии
— "Ригведе" и "Авесте", которые, быть может, объяснят нам
истоки культовой, обрядовой роли этих птиц в
восточнославянской традиции.
Общеизвестно то огромное значение, которое придается
гусю-лебедю в индийской мифологии, теологии и
натурфилософии, где он — символ солнца, Вселенной, света и
неба, вселенской и индивидуальной души, определенного
музыкального лада — музыки Вселенной. Ю. А. Рапопорт
приводит данные "Чхандогья — упанишады" и "Пуран", где гусь
—.воплощение высшего существа и Вселенной. Исследователь
отмечает, что в хорезмийской концепции происхождения
Вселенной есть свидетельство того, что "изначальное
божество, заключавшее в себе части мироздания,
представлялось в образе водоплавающей птицы" 12.
Имя этого божества, объединяющего в себе мужское и женское
начала, небо и землю, огонь и воду, свет и мрак, — Зарван.
Но именно Зарваном в согдийских текстах буддийского
характера именуется Брахма — творец Вселенной ведического
пантеона, которого в легендах нередко олицетворяет гусь,
являющийся постоянным спутником Брахмы и его "носителем" —
vahana 13. "Не исключено, — считает
исследователь, — что образ водоплавающей птицы отражает
представление об изначальности водной стихии, которую в
авестийском пантеоне олицетворяла богиня, чье древнейшее
имя, как полагают, было скрыто за тройным эпитетом Ардви
Суры Анахиты" 14. Здесь уместно также вспомнить о
том, что спутником великой водной богини ведической эпохи
Сарасвати был гусь, который олицетворял собой
всеохватывающее небо15. Е. Е. Кузьмина также
отмечает, что в индоиранской мифологии водоплавающая птица
выступала олицетворением и спутницей богини-матери,
связанной с водой, которая часто изображалась в виде
"мирового дерева" с сидящими на нем птицами, а пара уток
была в фольклоре всех индоевропейских народов символом
супружеской любви16.
Весьма значительную роль играли изображения водоплавающих
птиц (уток, гусей, лебедей) в скифском искусстве. Д. С.
Раевский отмечает, что эти изображения, как правило,
встречаются на предметах явно культового назначения, и образ
водоплавающей птицы был в скифском мире устойчивым
религиозным символом, а в сценах инвеституры он являлся
знаком богоданности царской власти17.
На вопрос о том, почему именно образ водоплавающей птицы
стал в иранской и скифской мифологиях образом телесного
мира, Д. С. Раевский отвечает, что этот представитель земной
фауны обладает способностью передвигаться во всех трех
стихиях — по суше, по воде и, наконец, по воздуху:
"Показательно, что в "Ахтарваведе" отражено представление о
"тройном" или "утроенном" гусе. Это скорее всего также
связано с толкованием водоплавающей птицы как символа трех
зон мироздания18. В. И. Коненкова отмечает, что
на позднем этапе кобанской культуры (VII — нач. IV вв. до н.
э.) на Северном Кавказе появляются многочисленные подвески
на длинных цепочках с коньками, оленями, утицами, которые
считаются специфическим привнесением скифо-савроматов19
. Эти примеры можно было бы продолжить, но для того, чтобы
найти истоки такой древней цивилизации, вероятно, необходимо
обратиться к древнейшим изобразительным памятникам, в
которых уже в той или иной мере отразилось новое отношение к
гусю, утке или лебедю, как к священной птице. Опускаясь в
глубь тысячелетий, мы обращаемся к археологическим
памятникам эпохи неолита на Севере Европейской части России.
Именно здесь на рубеже мезолитической и неолитической поры,
в период климатического оптимума голоцена, когда
среднелетние температуры были выше современных в среднем на
3-4°С20, а лесная зона вышла на побережье
Полярного бассейна, и полоса широколиственных лесов,
составляющая сегодня 200-400 км, была равна 1200-1300 км, на
скалистых берегах Онежского озера и Белого моря появляются
изображения, свидетельствующие о древней сакрализации
образов водоплавающих птиц, присутствующих постоянно в
сценах, имеющих мифологический ритуальный характер. Это
сцены, связанные с оплодотворением, рождением и смертью,
небесными светилами — солнцем, луной и звездами.
Исключительный интерес представляют композиции, в которых
эти птицы связаны с антропоморфными персонажами. Такова
распластанная в позе роженицы антропоморфная фигура, нога
которой перерастает в тело гуся, и уникальное изображение
огромного (главного в композиции т.н. "Весовых следков" на
Белом море) рогатого фаллического персонажа, большой палец
громадной ступни которого соединен с фигурой лося, а мизинец
— с группой из трех водоплавающих птиц (гусей или уток).
Образ водоплавающей птицы, наряду с образом человека и лося,
ведущий в неолитическом пантеоне жителей севера Восточной
Европы и зафиксированный в петроглифах Онежского озера и
побережья Белого моря, вероятно, вошел в этот пантеон не
только потому, что утки-гуси-лебеди могут существовать в
трех сферах, но еще и потому, что с их прилетом весной и
отлетом осенью приходило и уходило теплое время года. Кроме
того, и утки, и гуси, и лебеди именно здесь, на реках и
озерах Севера, выводили свое потомство, и именно здесь эти
хитрые и осторожные птицы, охота на которых довольно трудна,
становились во время линьки совершенно беспомощными и
беззащитными.
О том, какое огромное количество водоплавающих птиц
слеталось на Русский Север еще в конце XIX в.,
свидетельствуют многие источники. Так известно, что западная
часть южного берега острова Новая Земля (между 71-72° с.ш.)
из-за обилия там гусей носила название "Гусиная земля"21.
На острове Колгуеве (в Баренцевом море) в огромных массах
собирались водоплавающие птицы — гуси, утки всевозможных
видов, лебеди, которые прилетали с юго-запада в конце июня и
оставались до середины сентября. Одна охотничья артель из 10
человек легко могла добыть в период линьки (за месяц) до 3,5
и даже 5 тыс. гусей и лебедей. В XIX в. ежегодно с острова
вывозилось 6400 кг перьев и пуха и 12 000 кг лебединых шкур22.
Вероятно, именно эти птицы в самое тяжелое время года, в
межсезонье весны и лета, были для древних жителей побережья
Беломорья, Онежского и других озер и рек Русского Севера
основным источником мясной пищи, что сыграло не последнюю
роль в сакрализации гуся, утки и лебедя. Вероятно,
сохранившаяся у индигирщиков — русских старожилов Устья
Индигирки — традиция при добыче линной птицы ("гусеванье")
оставлять в живых и выпускать на волю последнего гуся,
попавшего в сеть, к которому обращались с просьбой на
следующий год привести побольше своих товарищей, уходит
корнями в глубочайшую неолитическо-мезолитическую древность
Восточной Европы. Хотелось бы отметить, что за гусями
индигирщики ездили только весной, когда кончались другие
припасы. Гусеванье велось только на молодого гуся, и никогда
объектом охоты не были гуси с выводками23. Может
быть, потому, что такая жестокая охота была вызвана крайней
необходимостью для человека спасать свою жизнь и жизнь своих
близких (в противном случае была бы неизбежной голодная
смерть многих), люди, осознавая, что, спасая себя, убивают
совершенно беззащитных птиц, чувствовали свою вину перед
ними, и потому еще в XIX веке в Каргополье считалось грехом
есть гусиное мясо просто так — в обычные дни.
Поклонение священному гусю-лебедю и утке, сложившееся в
глубочайшей индоевропейской древности, отразилось в гимнах
Ригведы и Авесты, ассоциирующих гуся-лебедя и бога-творца,
гуся-лебедя и Вселенную, гуся-лебедя и свет, разум, душу,
гуся-лебедя и определенный музыкальный лад — ритм Вселенной.
Но и для восточнославянской фольклорной традиции,
исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее
характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений,
порой не нашедших отражения даже в Ведах, характерно такое
же отношение к гусям-лебедям. И так же, как ведическая
традиция связывает водоплавающую птицу с верховным существом
— Творцом мира, так и записанная в середине XX в. в Русском
Устье космогоническая легенда о сотворении земли связывает
образ творца с уткой-гагарой, причем эта легенда удивительно
близка к ведическому представлению об акте творения:
"Перво никто не был, ни людей, никого. Был только дух на
небесах, и от этого духа основался человек, и он там жил, на
небесах. Когда он посмотрел вниз, он увидел море, а на море
плавающую утку-гагару". Когда этот дух-человек стал
разговаривать с этим гагарой, который тоже был святым, то
тот ему рассказал: "Я стал от белой пены, от морского
наводнения, а ты от чего стал?" — спрашивает. На что
получает ответ: "На небесах есть дух — я от того духа". Дух
спросил гагару, где земля. Гагара ответил, что земля глубоко
в море, и попробовал ее достать, но ему не хватило силы.
Тогда дух дважды прибавил гагаре силу, и он достал на своей
спине землю. Эту землю дух раздул по свету, так появились
горы, суша и осталось море. Затем дух предложил гагаре
строить престолы. Дух стал строить свой, а гагара — свой. Но
апостолы, которые появились у них, "чтобы послать куда",
сообщили духу, что престол гагары выше, чем престол духа.
Дух посылал к гагаре одного за другим двух апостолов с
просьбой строить престол не выше своего, но гагара не
согласился. Тогда дух пошел к нему сам и стал просить гагару
о том же, но гагара вновь отказал. "Я, — говорит, — землю на
то поставил". Дух поспорил с гагарой и, разозлившись, сдул
его престол в море, а сам гагара превратился в Сатанаила24.
Мы видим в этом тексте и древнее, известное еще Ведам,
представление о творении божественного начала из морской
пены, появившейся or волнения (пахтания) моря, и
христианские привнесения, превратившие святую птицу в
Сатану. И так же, как ведическая традиция связывает
гуся-лебедя-утку с музыкальным ладом, с сакральными
музыкальными ритмами, так и в восточнославянской традиции
гуси-лебеди тесно связаны с гуслями (часто крыловидными), с
"гусляной" масленицей, с пением. Эта связь хорошо
прослеживается в одной из предсвадебных песен — песен
девичника, записанной в Архангельской губернии:
Вы где, гуси, были?
Вы где побывали?
Где спали, ночевали?
Мы были у княгини,
Побывали у первобрачной,
Еще что княгиня делает?
Во гусли играет,
Дары снаряжает...25
Интересно, что в ритуальной
народной пляске, сохраняющейся до наших дней на Русском
Севере (в частности, в Нюксенском районе Вологодской
области), основной шаг (частый, как бы притопывающий по
земле) называется "уточка". В такой пляске, благодаря
постоянным повторам ритмообразующих движений, создается
ощущение некоего пространства-времени, вне контекста
обыденности. И здесь вновь хотелось бы обратиться к
ведическим аналогиям, где: hansa — гусь, лебедь, душа,
познавшая высшую истину, высший дух, стихотворный размер; с
этим термином связаны и такие понятия, как: hansa — paksa —
крыло лебедя, название определенной позиции руки в ганце, и
hansa pada — киноварь. Имеет смысл вспомнить, что рабочая
часть ткацкого стана, создающая узор ткани, носит название
"утка" (уток). В ведической традиции понятие "утка" ткацкого
стана связывается с представлением о мироздании, где нить
утка, не прерываясь, переплетается с основой и образует узор
ткани, в которой основа — субстанционально-качественная
(энергетическая) нить, а уток расцвечивает основу природы,
осуществляет разнообразие узора ее необъятной, но единой
ткани. Зная о том, что в древнейшей традиции музыкальный
лад, связанный с гусями-лебедями, творит музыку Космоса, что
игра на гуслях сравнима в этом мифо-поэтическом ряду с
тканьем "мировой гармонии", можно понять, почему автор
"Слова о полку Игореве" связывает в единый образ "стадо
лебедей", поющих хвалебную песнь старым богатырям и героям,
и "живые струны" гусель, по которым передвигаются пальцы
Бонна, как по нитям основы уток, творя "ткань"
эпической песни. О единстве понятий "узор ткани" и "узор
песни", "ткать ткань" и "слагать песню" свидетельствует
другое индийское слово prastava, имеющее аналогию в
севернорусском диалектном — "прастава", "праставка" (вышитая
или заполненная ткацким узором полоса, украшающая рубаху,
полотенце и т.д.). Санскритское "prasiava" означает
"хвалебная песнь"!
О том, что древнейший языческий культ водоплавающей птицы
сохранял на Руси свое религиозное значение достаточно долго
и был хорошо знаком православному духовенству,
свидетельствует то, что еще в XIV-XV вв. монахи Муромского
монастыря на Онежском озере высекли христианский крест не
только на главном в композиции "Бесова Носа" изображении
Беса, но и на находящемся на значительном расстоянии от него
изображении лебедя.
Утицы, гуси и лебеди русской народной вышивки, уткообразные
притужальники ткацких станов, солоницы, скобкари и братины в
форме утки или лебедя, утицы, венчающие крыши домов,
крыловидные гусли и гуси-лебеди, утицы народных обрядовых
песен — все это свидетельствует об огромной древности и
важности этих архаических языческих образов в народном
мифопоэтическом восприятии мира.
Примечания
1 Календарно-обрядовая поэзия
сибиряков. Новосибирск, 1981. С. 100, 165.
2 Поэзия крестьянских
праздников. Л. 1970. С. 56.
3 Балашов Д. М. и др.
Русская свадьба. М 1985. С. 261.
4 Поэзия крестьянских
праздников...С. 322.
5 Там же. С. 132.
6 Там же. С. 132.
7 Русская народная поэзия. Л.,
1984. С. 193.
8 Там же. С. 268.
9 Рыбаков Б. А.
Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 344, 365.
10 Там же. С. 342.
11 ЧернецовА. В. О
декоре купола Большого Сиона 1486г. СА.№3.1985. С. 104.
12 Рапопорт Ю.A.
Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя
Азия в древности и средневековье. М., 1977. С. 67.
12 Там же. С, 68
14 Там же. С. 68
15 Там же. С. 61
16 Кузьмина Е.Е.О
двух перстнях Амударьинското клада с изображением парии
//СА. 1979. №1 С 44.
17 Раевский Д. С.
Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.: Наука, 1977 С.
59-60.
18 Там же. С. 63.
19 КозенковаВ. И.
Хронология кобанской культуры: достижения, опыт, уточнения,
нерешенные проблемы // СА. 1990. №5. С. 84.
20 Палеогеография Европы за
последние 100 тысяч лет. М.: Наука, 1982. С 121.
21 Энциклопедический словарь.
Изд. Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893. Т. IX А. ;. 923, 934.
22 Там же Т. XV А. С. 665-666.
23 Фольклор Русского Устья.
Л.: Наука, 1986. С. 344.
24 Там же. С. 212.
25 Русская народная поэзия.
Л., 1984. С. 240. |