НА ГЛАВНУЮ

 

Статья в сборник трудов

2-я международная научно-практическая конференция

«Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма»

 

 

    «НА НЕБЕ РАЙ, НА ЗЕМЛЕ ВАЛДАЙ»

(о  заветных  «сюжетах» русского топоса)

 

ТЕЗИСЫ апрель 2016,  

 Желамский А.Г.

 

 На одной из предыдущих конференций по сакральной географии автор уже имел возможность говорить о большой роли  в развитии цивилизаций разного восприятия географической реальности. Сегодня отношение к миру, в котором мы живём, в котором «идёт битва за трактовку смыслов современности»  (А.Дугин, 1,с.174), вообще может иметь судьбоносное значение.

  В познании мира  в одинаковой степени востребованы и научное рациональное знание и духовный опыт восприятия. Теперь это признано не только «лириками», но и физиками. «Уважая проблемы физической теории природы», говорит   Лауреат Нобелевской премии по термодинамике И.Пригожин, «мы одновременно должны уважать и любой другой интеллектуальный образ мира» (2,с.95).

 Загадочными кажутся сегодня слова игумении Таисии Леушинской: «Там, за грядой Валдайских гор, Есть сердцу странника отрада, Есть мысли набожной простор…» (3).

Реальность этой «гряды Валдайских гор», за которой открывается «отрада», подтверждается и рациональным анализом архитектоники Валдайской возвышенности. В ней  обширное внутреннее плато, богатое озерами и зелёными мхами болот, со всех сторон окружено, ограждено более высокими гористыми грядами. Это «горное» ограждение «удержало» и продолжает «держать» обильные воды Валдайского внутреннего плато  с многочисленными озёрами и истоками «знатных «  рек (Волги, Западной Двины, Днепра).

Только при совмещении различных интеллектуальных образов мира мы можем лучше понять географическое своеобразие России и такое популярное ныне геополитическое понятие как Евразийство

В 1921 году в программном документе «Исход к Востоку» Евразийцы сформулировали свой главный тезис : «Россия есть не только Запад, но и Восток, не только Европа, но и  Азия, и даже вовсе не Европа, а Евразия».  Сразу можно сказать, что это не совсем так – Россия не Евразия.  Она является лишь частью (принципиально важной частью !) Евразийского (в терминологии Э.Зюсса) материка, а часть, даже при чисто формальном подходе не может называться также, как целое.

В название крупнейшего материка Земли Э.Зюсс ввёл различные исходные качества, или признаки. 

 Европа имеет не географическое  ( в этом отношении она всего лишь Атлантический берег материка, или, что более правильно, - западный полуостров этого материка,), а  культурно-историческое  содержание.  Европа – поприще западной, Романо-Германской цивилизации, католического и протестантского мира,  о чём давно и убедительно  сказали  Н.Я.Данилевский,  А.Пушкин,  Ф.И.Тютчев,  Н.В.Гоголь и даже немец Освальд Шпенглер.

Азия – это по первоначальным представлениям та сторона света, с которой воходит солнце. Азия – это сторона восхода, Европа – сторона заката солнца.

Но когда мы переносим  название Евразии в  геополитику и говорим, что Россия одновременно и Европа, и Азия, как делают евразийцы ( 1, с. 191 ),, то мы попадаем в ловушку, т.е. получаем неадекватное представление о России. Выйти из этой ловушки нам поможет взгляд на морфологию Евразийского (в терминологии Э.Зюсса) пространства.

  Сама морфология Евразийского материка показывает его естественное деление на четыре геолого- географических мира :

 1.Великие равнины и плоскогорья России, спускающиеся к Северному океану – Русская  (Восточно-Европейская или Беломорско -_Кавказкая  по терминологии евразийцев) равнина, Западно-Сибирская и Туранская низменности, Средне-Сибирское плоскогорье.

Само  существование и устойчивость таких крупных морфологических структур земной поверхности с относительно спокойным рельефом связано  тем, что они  сформированы на, малоподвижных платформах земной коры с кристаллическим фундаментом, иногда выходящим на дневную поверхность (Балтийский, Анабарский, Алданский щиты).

2. Планетарная дуга  горных систем,  обрамляющая  русские равнины с юго-запада, юга и северо-востока.. Это Пиренеи, Альпы, Кавказ, Копет-Даг, Гиндукуш, Тянь-Шань, Гималаи, Кунь-Лунь,  Алтай, Саяны, Яблоновый, Становой, Верхоянский хребты, горная  система Черского и другие.

 Там, где отдельные звенья  указанной дуги (наиболее показательны в этом смысле  Гималаи) отклоняются к югу, между ними сформировались высокие плоскогорья и нагорья (Тибет, Иранское нагорье и другие).

3. Примыкающие с юга к указанной дуге горных систем плоскогорья Индостана, Аравийского полуострова, Индокитая.

4. Тихоокеанский береговой пояс островных дуг и морских пучин с высокой геодинамикой (вулканизм и землетрясения).

 Автору этих строк в разные годы посчастливилось побывать во многих местах упомянутого горного пояса. И в этих «странствиях» не всегда приходилось ощущать дыхание Азии.

 Когда находишься на Армянском нагорье, которое относят к Азии, и видишь в турецкой дали вершину Арарата, на память приходят Библейские «сказания» о всемирном потопе. В Туркмении открываешь экзотику восточного базара, ( а  восточный не обязательно азиатский). Когда же созерцаешь морские берега  у Магадана, к которым пришвартованы «ледобои» (ледоколы), когда видишь повсюду скальные обрывы со штрихами-силуэтами лиственниц и камнествольными берёзами, всем своим нутром чувствуешь, что Магадан – это не только  столица Колымского края, как всегда считалось, а прежде всего город Тихоокеанского, во всяком случае – Дальневосточного побережья. Здесь не Азия дышит в лицо, а Тихий океан. Такое же чувство, но с ещё большей силой  объемлет  тебя во Владивостоке.  Здесь, на Русском Востоке, хорошо понимаешь, что Россия расположена не между Европой и Азией ( 1, с. 191 ), а между Атлантикой и Тихим океаном…

 И только в Тыве, в предгорьях хребта  Танну-Ола наполняешься ощущениями Азии – помнятся юрты со стайками детишек вокруг них, неумолчный шум  горной реки, отары на зелёных  склонах гор  и непреходящее ощущение какого-то вечного непоколебимого ритма жизни, не зависящего от человеческих страстей и планов. Кажется, что здесь уже всё задано ритмами этих величественных гор. А это и есть чисто азиатское мироощущение, в котором человек не выпадает из общей картины мироздания и не мечтает о покорении природы

 

 И самое главное - если собственно Азия, т.е. внутреннее пространство Евразийского материка, спускается со своих в буквальном смысле поднебесных высот к тёплым Индийскому и Тихому океанам, то Российский географических мир предстаёт как гигантская ступень на пороге холодного Северного океана. И эта ступень ввиду своего жёсткого платформенного основания является удерживающим каркасом, несущей  конструкцией Мирового острова – Евразии. Весь юг Евразии со всей своей мистической  экзотикой представляется драгоценным ожерельем, «пристёгнутым»  к спокойным, вековечным равнинам России… .

  Здесь самое время посоветовать геополитикам услышать призыв М.Волошина : «Пойми земли меняющийся вид : Материков живые очертанья, Их органы, их формы, их названья…». И вернуться к Валдаю.

 Сохранившаяся в этих краях  народная поговорка : «На небе рай, на земле Валдай» ненавязчиво напоминает нам о былом восприятии Валдая как земного рая. По преданию Рай – это земной сад-парадиз, т.е. «отовсюду отгороженное место», защищённое  «от внешней тьмы». Если же вспомнить и предание о четырёх реках, вытекающих их райского сада, то полная тождественность Валдая с «классическими» характеристиками рая становится очевидной (с Валдая начинаются знатные реки России – Волга, Западная Двина, Днепр). Если был рай в Месопотамии, то почему он не мог быть на Валдае ?

 

 Ограждённые местности Валдайского типа характерны для всей территории России. В этих ограждённых мирах, а к ним следует отнести и стёртые с лица земли русские хутора и деревни, обвинённые когда-то в «тьме невежества»,  отстаивалась русская жизнь, складывались традиции, накапливались силы.

Не таким ли ограждённым «от внешней тьмы» миром  является вся Россия, ведь упомянутый выше планетарный пояс горных систем целым полукружьем окаймляет великие русские равнины ? Было бы крайним упрощенчеством считать,  что само существование ограждения – уже рай. Нет – ограждения сохраняют что-то предшествующее будь то наследие с озёрами, как на Валдае, будь то Тянь-Шанские сырты, или Алтайские плато. И это ощущение прошедшего, былого создаёт ощущение комфортности – благодати. Случайно ли у японцев  Саби – прелесть старины, печать времени.

 

И для нас нет более важной задачи, чем осознание своих, скреплённых русским этносом естественно-географических рубежей и развитие своего географического пространства. В природной  стабильности и разнообразии  наших просторов прочитывается  геополитическая надежда для нашего Отечества, а, может быть, и для всей земной цивилизации.

  Невозможно не вспомнить вновь Максимилиана Волошина, который по мнению М.Цветаевой обладал  «каким-то нечеловеческим знанием» :

 «Леса, увалы, степи и вдали Пустыни тундр - шестую часть земли От Индии до Ледовитых вод  Я  дал тебе и твой умножил род, Чтоб на распутьях  сказочных дорог Ты сторожила Запад и Восток» («Благославление», 1923). Заметим - сторожила (!), а не сливала  Запад с Востоком,  Европу с Азией, или Россию с Европой и Азией.

Не так ли и двуглавый российский герб смотрит на Запад и на Восток. В его позиции ничто не указывает на объединение, он определённо сторожит Запад и Восток. Так что надо соответствовать своим символам.

 Евразийский союз в масштабаз всего материка – благое дело в масштабах материка – Мирового острова.Когда же мы называем Евразией Россию и в её границах реализуем Евразийский союз – так мы можем потерять Россию окончательно.

 

 

1. А.Дугин. Евразийский реванш России. Москва. Алгоритм. 2014.

2 .И.Пригожин, И.Стенгерс. Возвращённое очарование мира. Природа, 1986, № 2, с.86-95.

3.Таисия Леушинская. Духовные стихотворения. Изд-во «Леушинское подворье», СПБ.,2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ