Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

 

САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕТЫРЕХ ВЕЛИКИХ РЕК АЗИИ

В РЕГИОНЕ ГОРЫ КАЙЛАС

 

С.Ю. Балалаев

Исследовательская группа

Феномена Кайласа,

Воронеж, Россия

 

У горы Кайлас, или КангРимпоче, как ее называют в Тибете, находятся истоки четырех великих рек Азии: Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда. Как и гора Кайлас, каждая из этих рек овеяна легендами. Согласно индо-тибетской космологии Чакравала, вселенная разделена на четыре стороны или континента. Каждая сторона питается через линию жизни, или реку, которая связывает ее с горой Меру (Кайлас) - изначальным первоисточником создания. Посредством этой продолжительной мифологической ассоциации четыре линии жизни были идентифицированы с этими четырьмя великими речными системами. В совокупности, священная гора и берущие возле нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на культурное мироощущение живущих в Гималаях людей.

В древнем бонском тексте «Чару­ющая мелодия Брахмы: путеводитель к горе Тисе, царю снежных гор всего мира» о четырех истоках рек написано так:   «На востоке есть река, известная как Река, Изливающаяся из Пасти Чистокровного Коня: в восточной части страны Шанг-Шунг находится гора Тамчог, имеющая форму Всеведущего и из ее пасти струится вниз словно череда свастик великая река ТамчогТсангпо … Считается, что народ, живущий в этих местах – прекрасные всадники…

На севере есть река, называемаяСенгеТсангпо, рекаИзливающаяся из Пасти Льва: в северной части страны Шанг-Шунг находится гора Seng-chenGyung-ba, называемая так потому, что имеет очертания могучего льва; из его пасти берет начало и течет на север великая река СенгеТсангпо. Говорят, что народ Ладакха безмерно героический…

На западе есть река, называемаяЛанченТсангпо, рекаИзливающаяся из Пасти Слона: в западной части страны Шанг-Шунг, в стране Наслаждение Победоносных, есть гора, напоминающая величественного слона. Из его пасти берет начало и течет на запад великая река Ганга. Считается, что быки в Гуге самые сильные.

На юге есть река, известная к МабчаТсангпо (рекаИзливающаяся из Клюва Павлина): в южной части страны Шанг-Шунг есть гора Мабча, (Великолепный и Прекрасный Павлин, которая выглядит как пара сидящих вплотную павлинов. Из отверстия, напоминающего их раскрытые клювы, вытекает река МабчаТсангпо и несет свои воды на юг, протекая через страну Pu-rong, и поэтому говорят, что женщины страны Ри имеют привлекательную внешность.

Исторические сведения о четырех реках содержатся не только в бонских документах. Подобное описание можно обнаружить в буддийских, а также и во многих индуистских текстах.

В 2011-2012 годах мы посетили традиционные истоки всех четырех великих рек Азии, начинающихся у Кайласа. Традиционный, или ритуальный означает то, что тибетцы считают именно данное место истоком (физическим и энергетическим) и совершают сюда специальные паломничества. Эти истоки, как правило, не совпадают с географическими истоками рек. Нужно отметить, что истоки рек являются местами силы с особыми энергетическими качествами. Паломничество к ним является весьма важным элементом для внутренних трансформаций. Мы проходили этот паломнический путь по круговому маршруту, охватывающему все четыре истока величайших рек Азии.

Большой вклад в исследование истоков рек, начинающихся у Кайласа внесли швед Свен Хедин (1907г.), индиец Свами Праванананда (1937г.), и особенно американец Дж.В.Белецца (1986г.).

Несмотря на достаточно точное определение сущности истока, которое даёт наука гидрография – истоком реки является место, с которого появляется русло постоянного водотока или место, с которого появляется постоянное течение воды в русле; в речной системе, имеющей большое количество истоков, главным считается исток, наиболее удалённый от устья или наиболее многоводный – истоками наиболее значимых рек продолжают считать те места, в отношении которых сложилась определённая, зачастую многовековая, традиция. Есть и другое определение истоков рек, данное российским академиком В.Полевановым: «истоком реки следует считать наиболее длинный путь, который может пройти до устья капля воды, выпавшая в наиболее высокой части сформировавшегося русла самого длинного притока». На наш взгляд, это более точное и логичное определение географических истоков рек, которое мы и попытаемся применить к истокам четырех великих рек Азии, начинающихся у Кайласа.

Колыбель Льва

Река Инд, называемая по-тибетски СенгеТсангпо, или "река-лев", берет начало от "львиного" источника (СенгеКхамбаб), в 44 км на северо-восток от горы Кайлас. Это традиционный источник этой реки. Инд имеет три наиболее протяженных притока – Мунджам, Лонгдхеп и Бакхар, образующих начальные воды Инда. Расстояние от истоков Мунджама до места слияния с Лонгдхепом 43 км, от истоков Бакхара 43,3 км, протяженность Лонгдхепа 36 км. Таким образом, притоки Мунджам и Бакхар являются практически равнозначными, с небольшим превалированием притока Бакхар по длине. По мнению Дж.В.Белецца, учитывая объем воды и характер, каждый приток настолько же значим, как и другие. С точки зрения используемого нами определения географического истока, таковым может быть признан исток Бакхара.

Фото 1. Спутниковое изображение истоков Инда.

Фото 2. Спутниковое изображение истоков Мунджама.

Истоки Лонгдхепа и Мунджама находятся вблизи высокогорного пресноводного озера Ченме (5382 м), протянувшегося почти на 15 км в северо-восточном направлении.

Фото 3. Спутниковое изображение истоков Лонгдхепа.

Фото 4.Спутниковое изображение истоков Бакхара.

Пеший маршрут к истоку Инда начинается от монастыря ДрираПхук, расположенного на пути священного обхода вокруг горы Кайлас. От ДрираПхук до СенгеКхамбаб ведут три тропы: первая – вверх по Дунглунгчху через Дунглунг ла (самый длинный из 3-х маршрутов), вторая – вверх по Лхачху через Тсетхи и Тсетхи-лачен ла. Третья, ведущая через Лхе ла, является самой короткой из трёх дорог. Дорога через Топчхен ла – самая близкая и наиболее простая для обратного пути от СенгеКхамбаба до Дарчена. Тибетские паломники к СенгеКхамбабу идут этим путем, совершая, таким образом, обход (так называемую кору) вокруг Кайласа, избегая крутых спусков и подъёмов Дролма ла. От горы Кайлас лучше следовать по пути кругового обхода, чтобы выказать почтение священному месту.

Источник начинается на коническом склоне, покрытом обломками пород, на котором бьют прямо из-под земли четыре больших и несколько малых ключей. Рядом стоит четырёхгранная стена мани с несколькими камнями мани. В каждом находится по одному письму с мани-мантрой. На другом камне вырезано колесо жизни (ДживанаЧакра, содержащая письма мани-мантры). Бьющая из ключей вода образует заросшие пруды и течёт к Бокхарчху в виде небольшого ручья протяжённостью около 800 метров. Рядом с ключами, на краю огромной плиты из белого камня, находятся три каменных пирамиды, лха-до (камни богов) и несколько камней мани.

Фото 5. Истоки Инда.

Колыбель слона

По-тибетски Сатледж называется ЛангченТсангпо, или "река-слон".В русле реки ТагТсангпо находится священный источник ЧхумикТхунгдрол, связываемый с именем ЛингГесарГьялпо, эпическим героем Тибета. ЧхумикТхунгдрол был рожден из слез, пролитых в этом месте лошадью ЛингаГесараГьялпо. Согласно легенде, лошадь заплакала от изнеможения после долгой погони за демоном в образе черного яка, Айякавой. Вокруг ЧумикТхунгдрол совершают три коры, Нангкор, Зекор и Баркор.  Каждая кора дарует паломнику разные возможности и отмечается разными священными знаками, например, Зекор наделяет паломника милостью Тами/Хеваджра, тантрического бога с головой лошади.

Согласно тибетским религиозным текстам (КангриКарчхак), именно в этом месте выходят священные воды, изливающиеся с вершины горы Меру (Кайлас). Они появляются и текут в озеро Манасаровар, направляясь из него в четыре стороны света из ртов четырех разных животных.   Говорят, что три скалы вулканической породы, возвышающиеся над этим источником, олицетворяют РисумГомпо - защитников бодхисатв в Тибете. Тибетцы верят, что созерцание этого источника вызывает просветление.

Фото 6. Источник ЧхумикТхунгдрол.

Фото 7. Скалы около источника ЧумикТхунгдрол с выбитыми мантрами.

 Примерно в получасе ходьбы от этого источника находится второй священный источник с пирамидами из камней и молитвенными флажками. Это место, подобно источникам возле монастыря Долчу на северо-западе от Ракшас Тала, тибетцы называют ЛангченКхабаб - исток реки Сатледж, вытекающий изо рта слона. По-видимому, столетия назад вода в Ганга Чху между Манасароваром и Ракшас Талом текла более регулярно, и водный поток вытекал с северо-западной оконечности Ракшас Тала, проходил через болотистую местность и впадал в ЛангченТсангпо (верхний Сатледж). Имеется даже документальное подтверждение на китайском языке, датируемое серединой XVIII века. Это географический текст, описывающий течение воды через эти протоки, при этом Трак Тсангпо упоминается как ЛангченКхабаб!

Ганга Чхумик иногда называют ЛангченКхамбаб, "исток-слон", ритуальный исток Сатледжа. Дж.В.Белецца отмечает, что Ганга Чумик и ЛангченКхамбаб - одна и та же река, в то время как знаменитый ученый из Нгари, КангриваЧоингДордже, говорит, что это - разные источники. Он принимает точку зрения, которая утверждает, что ЛангченКхамбаб должен идентифицироваться как священные источники, расположенные вблизи недавно восстановленного монастыря ДолчуГомпа. Источники Долчу лежат на полпути между Уарчен и Мойнер, на берегах реки Сатледж, более чем в 75 км от Чумик Ганга. В 230 м от монастыря Долчу из болотистого грунта бьют водные ключи. С этого места, а также вдоль всего русла реки по Гималаям, тибетцы называют Сатледж «Лангчен-кхамбаб» – река-слон. Предполагают, что холм, на котором построен монастырь Долчу, имеет некоторое сходство со слоном, откуда, собственно, и происходит название.

На данный момент можно только сделать вывод, что Сатледж имеет разные ритуальные истоки.

Фото 8. Источник Ганга Чхумик (ЛангченКхамбаб).

Фото 9. Спутниковое изображение области реки ТагТсангпо, от истоков у горы КанглунгКангни до впадения в озеро Манасаровар.

Фото 10. Спутниковое изображение истоков Сатледжа.

Географические истоки Сатледжа должны быть гораздо более понятными. Хотя, даже здесь, требуется применять различный подход. В качестве истока Сатледжа называются Ракшас Тал и Манасаровар. Тем не менее, его истинный и конечный исток находится далеко на восток от Манасаровара, в верховьях реки ТагТсангпо. Примерно в 35 км вверх по течению от двойных священных источников, ТагТсангпо стекает с выступа ледника Канглунг, покоящегося во впадине Тсангла (санскритское название от Чангла) Химал.  Протяженность реки ТагТсангпо от ледника горы КанглунгКангни до места впадения в озеро Манасаровар 63 км. Ниже ледниковых морен Канглунга находится летний лагерь, в котором живут дрокпа (кочевники) в период с июня по сентябрь. Немного западнее Канглунга, также на ТсанглаХимал, находится Лалунг - менее значимый ледниковый источник ТагТсангпо, и, логически, реки Сатледж.

Из озера Манасаровар вода перетекает по протоке Ганга Чху в озеро Ракшас Тал. В давние времена Сатледж вытекал из северо-западного угла озера Ракшас Тал по так называемому старому руслу. По описаниям Свами Пранавананды, основанными как на его собственных наблюдениях, так и на информации от местных пастухов, русло Сатледжа от Ракшас Тала до монастыря Долчу в некоторые годы представляло собой непрерывный поток воды. Несмотря на то, что климатические изменения вызывают периодическое падение уровня воды и нижнее течение Сатледжа (в полутора километрах от Ракшас Тала) блокируется, воды Ракшас Тала протекают через подземные каналы и вновь появляются в нескольких километрах ниже.

Фото 11. Традиционный исток Сатледжа у монастыря Долчу.

Колыбель Лошади

В тибетской мифологии Брахмапутра называется  ТамчокТсангпо, или "река-лошадь". Севернее горы КанглунгКангри находится Таг Ла, ряд хребтов, отделяющих водосборный бассейн Сатледжа от бассейна Брахмапутры. Существует три возможных источника этой великой реки.

Фото 12. Спутниковое изображение притоков Брахмапутры

Наименее важный, в плане объема переносимой воды - озеро ТамалунгТсо. Оно лежит прямо на север от Таг Ла. На самом деле, ТамалунгТсо состоит из нити малых озер с водостоком в Брахмапутру. Непосредственного стока от ледников этот приток не имеет, именно по этой причине его можно назвать сформировавшимся руслом только с большой натяжкой. Хотя его длина на 7,4 км больше, чем второго значимого притока Дунгдунг, начинающегося с одноименного ледника у горы КанглунгКангри.

Фото 13. Спутниковое изображение притоков Брахмапутры

В 2011 году мы исследовали традиционный исток Брахмапутры, находящийся у трех огромных ледников. Он называется ТамчокКхамбаб, "источник-Лошадь". ТамчокКхамбаб расположен в 35 км прямо на юго-восток от ТамалунгТсо в ТсанглаХимал. Свами Пранавананда в книге Кайлас-Манасаровар указывает, что его название происходит от ТамчокКангри и близлежащих ледников Чима Юнгдрунг, которые похожи на уши гигантской лошади. Этимология названия "Тамчок" практически не оставляет сомнений в том, что оно происходит от тибетских слов "лошадь" и "ухо". Ушами лошади являются пирамидальные горы, примыкающие к леднику ТамчокКангри, а не сами ледники.  Кроме того, равнины перед ледником формируют нос мифологической лошади.

Здесь находится один из самых интересных культурных архитектурных памятников среди всех четырех источников. Он состоит из нескольких ячеек, выстроенных вокруг черных валунов размером с дом.      К конструкции примыкают пирамиды из камней, наверху которых навалены белые камни. Этот памятник называется Бонпогомпа. Кочевники говорят, что это - древнее место, где медитировал основатель религии бон - МивоШенраб. К валуну примыкают три донгханга (один крытый и два – без кровли) из камней, а также несколько каменных пирамид. Здесь же, неподалеку, нами обнаружен пересыхающий источник. Говорят, что он наполняется водой летом и в дождливые сезоны.

Фото 14. Долина, ведущая к ледникам - начало Брахмапутры.

Фото 15. Песок на берегу Чема-Юнгдунг  очень  похож на снег.

Фото 16. Спутниковое изображение истока Брахмапутры у ледников ТамчокКхамбабКангри.

Фото 17. У чортенаТамчокКхабаб.

Соединение потока, берущего начало в ледниках ТамчокКангри и в ЧемаЮнгдрунг, ведет к образованию ЧемаЮнгдрунг Чу. ЧемаЮнгдрунг состоит из двух тибетских слов, означающих "песок" и "свастика". По словам местных жителей, название представляет древнейшую, самостоятельно сформировавшуюся и проявленную из земли свастику. При слиянии ЧемаЮнгдрунг и Дунгдунг Чу образуется озеро, называемое РабгьеТсо. По словам Свами Пранавананда, РабгьеТсо было известно торговцам бхотия как Брахма Кунд. Река ниже РабгьеТсо называется Мартсанг, или ЯрлунгТсангпо, или, собственно, Брахмапутра. Спустя два года, нгакпаЧимчокДордже, восстановил чортен на краю РабгьеТсо, чтобы отметить начало одной из самых протяженных рек в мире.

Третий исток Брахмапутры - ледник в верховье долины Дунгдунг Чу. В своей книге Свами Пранавананда называет долину Ангси Чу, хотя местные жители сейчас не используют это название. Традиционный исток ТамчокКхамбаб и исток у горы КанглунгКангри примерно равнозначны по длине с небольшим превалирование последнего на 1.4 км. По этой причине именно этот исток, возможно назвать географическим истоком Брахмапутры.

Отметим, что гора КанглунгКангри является водораздельной точкой, представляющей собой стык трех речных систем - Ганга, Инда и Брахмапутры. Всего на нашей планете находится около тридцати водораздельных точек. Данная точка единственная в своем роде, так как является высочайшей на нашей планете.

Фото 18. Спутниковое изображение истока Брахмапутры.

Разработанная И.П.Смирновым (Институт фундаментальных проблем биологии РАН в г.Пушино-на-Оке) концепция потоковых структур опирается на картографический метод выделения новых природных тел - биолитодинамических потоков, в которых органическая и минеральная части природы образуют целостное единство. Биолитодинамические потоки как гравитационные структуры в идеале имеют двоичное строение: они начинают своё движение с глобальной репеллерной (командной) точки R; траектория движения потока заканчивается в «потенциальной яме» — в аттракторной точке А, которая находится в самом низком месте данного единого бассейна стока. Тибет, периодически опускаясь и поднимаясь, являлся на протяжении всей истории Земли одной из особых «ядерных зон», которая информационно контролировала обширные территории. Водораздельные точки и являются такими репеллерными точками, начальными командными пунктами, от которых биолитодинамические потоки жизни следовали к притягивающим их глубоководным океаническим впадинам — аттракторам. И, по-видимому, не случайно, эта водораздельная точка находятся в непосредственной близости от Кайласа.

Фото 19. Спутниковое изображение географичес-кого истока Брахмапутры у горы КанглунгКангри.

Колыбель Павлина

Тибетское название КарналиМапчаТсангпо, или "река-павлин". Исток Карнали лежит в 85 км южнее горы Кайлас. Пеший маршрут (или верхом на лошади) до МапчаКхамбаб, лучше всего начинать из деревни Кардунг (4145 м), которая расположена в 11 км западнее дороги из Дарчена в Пуранг.Кардунг лежит на расстоянии 84 км от Дарчена, и поворот находится примерно на 6 км южнее Гурла Ла.Кардунг - небольшая сельскохозяйственная община, состоящая примерно из 30 семейств. На холме над деревней впечатляюще расположился лакхангКардунгГанден, который используется местными жителями, принадлежащими школе Ньингмапа. До культурной революции монастырь НамкаЧомдзонг, лежащий в развалинах в примыкающей долине, считался монастырем, традиционно связываемым с МапчаКхабаб.

Маршрут к истоку идет по северному (левому) берегу Мап Чу (верхняя Карнали) примерно около 12 км, затем тропа переходит через реку и остаток пути до истока проходит по южному берегу. Так как высота над уровнем моря здесь значительно меньше, чем у любого другого истока реки в районе Кайласа, то в этой области произрастает гораздо больше растений, несмотря на крайне засушливые условия. Исток расположен в захватывающем пустынном каньоне, где река протекает довольно большим потоком.  Молитвенные флажки отмечают вершину хребта над МапчаКхабаб, а крутая тропа ведет вниз через заросли кустарников к напорному источнику, изливающемуся со склона холма (4330 м).

Это красивый, полноводный источник с исключительной, сладковатой на вкус водой. Стекающая вниз по источникам вода изображает клюв павлина. Расщелина над источником похожа на длинную шею павлина, а возвышающиеся над выступом гребни, говорят, похожи на его крылья. Наилучший способ визуализации священной географии - представить громадного павлина, падающего вниз с небес и почти касающегося головой долины Карнали. Исток из "клюва павлина", вне всяких сомнений, самый впечатляющий из всех источников рек!

Фото 20. Исток Карнали (МапчаКхамбаб)

За священным притоком в Гималаях, после Мапча Чу Ко, Карнали разделяется на два ответвления примерно одинакового размера. Восточное ответвление называется Чу Напко, или Черная река и имеет протяженность 30 км. Чу Напко имеет не ледниковое происхождение и берет начало в Транс Гималаях.  Северное ответвление называется Чу Карпо, или Белая река и имеет протяженность 27 км. Она берет начало на леднике, на северной стороне главной оси Гималаев. Этот ледник находится примерно в 39 км от традиционного истока Карнали.

Фото 21. Спутниковое изображение истоков Карнали.

Фото 22. Спутниковое изображение истоков реки Чу Накпо.

Фото 23. Спутниковое изображение истоков реки Чу Карпо. Ее ледниковый источник и более протяженная длина позволяют предположить, что именно этот источник, а не Чу Накпо, является действительным географическим истоком Карнали.

Исследование географических истоков Брахмапутры, Инда, Сатледжа и Карнали, а также высочайшей водораздельной точки нашей планеты, является одной из задач наших новых экспедиций.

 

Аннотация

На основе анализа древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатов регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет, приводятся данные о сакральной географии четырех рек, начинающихся в регионе самой священной горы Азии Кайлас: Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда. Как и гора Кайлас, каждая из этих рек овеяна легендами. Согласно индо-тибетской космологии Чакравала, вселенная разделена на четыре стороны или континента. Каждая сторона питается через линию жизни, или реку, которая связывает ее с горой Меру (Кайлас) – изначальным первоисточником создания Мира. В докладе приводится анализ представлений о местоположении традиционных истоков Брахмапутры, Сатледжа, Карнали, Инда и географических истоков данных рек, между которыми существуют отличия, а также двух водораздельных точек бассейнов трех рек, являющихся самыми высокими на планете.

 Ключевые слова: Кайлас, Меру, сакральная география, Брахмапутра, Сатледж, Ганг, Инд

С.Ю.Балалаев, кандидат физико-математических наук, e-mail:sergey.balalaev@gmail.com

 

 

В начало страницы