Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

ДЛЯ ЧЕГО В ГОРОДЕ СВЯТОГО ПЕТРА СТРОИЛИ ХРАМЫ

В.А. Дервенев   

Уважаемые участники конференции, вы все, входя сегодня в ворота Александро-Невской лавры, по  левую руку видели каменный храм, у дверей которого висит чудная табличка «МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ -  БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА».

К сожалению не все знают, что это отнюдь не склеп, как гласит упомянутая табличка, а САМЫЙ ПЕРВЫЙ каменный ИСТОРИЧЕСКИЙ СОБОР  Петербурга – собор Благовещения  Пресвятой Богородицы Александро-Невской лавры, а сам день освящения первой деревянной Благовещенской церкви - 25 марта 1713 и является официальной датой основания самой Александро-Невской лавры.

Проектировка монастырского комплекса была поручена Петром I италианскому архитектору Доменико Трезини. Первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена в 1712 году, и уже через несколько лет, в 1717 - 1723 годах, на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный двухэтажный храм, в строительстве которого принимал личное участие Государь Петр Алексеевич, а после его освящения пел на клиросе и алтарничал, читая Апостол.            

Это здание является самой старой постройкой на территории лавры, и первым каменным храмом Санкт-Петербурга.

12 сентября 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в нём освятили придел Александра Невского (на втором этаже).

Только после этого мощи Св. Благоверного князя Александра Невского были перенесены в монастырь. Мощи были вывезены из Владимирского Боголюбского Рождественского монастыря почти за год до того - 11 августа 1723 года и 20 сентября и были привезены в Шлиссельбург, где и оставались почти целый год – вплоть до 1724 года - ведь храм в будущей лавре ещё не был достроен.          

30 августа (ст.ст.) / 12 сентября (н.ст.) мощи были перенесены в Санкт-Петербург и установлены в Благовещенской церкви, где находились в серебряной раке вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор.

Через три дня после перенесения - 2 сентября 1724 года (ст.ст.) - Указом было установлено празднество перенесения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург.

Почему же Петр Великий избрал для места строительства сакрального центра будущей столицы империи, места хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского столь пустынное, болотистое место, да еще на таком большом удалении от строящегося Санкт-Петербурга и на еще большем удалении от самой Невской битвы, которая, как мы знаем проходила у места впадения реки Ижора в Неву?

Как мы знаем, Петр Алексеевич очень внимательно относился к истории России, к житию святых В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, он сам читал старинные русские летописи, особенно те, где говорилось о победах русского воинства, о его Святых заступниках.

Петр знал из новгородских летописей, что дозорные молодого князя Александра Ярославича, встречавшие флот варягов, расположились на месте впадения в реку Неву РЕЧКИ ЧЕРНОЙ.

И именно здесь, в этом месте им было явление первых святых земли Русской – родичей князя Александра Ярославича мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба, что стали заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Как повествуют летописи, челн, со стоящими в нем князьями Борисом и Глебом, проплыл по реке Черной в Неву мимо дозорных, которым Святые князья поведали, что не оставят своего родича и дружину его без помощи в предстоящей сече с сильным и беспощадным врагом.

Сейчас бывшая речка Черная носит имя МОНАСТЫРКА, и именно на ее берегу в месте впадения в Неву и повелел царь Петр Алексеевич возвести храм для хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского, к которому и были обращены слова Святых заступников земли Русской.

Почему же вместо исторического названия перед входом в храм мы видим надпись УСЫПАЛЬНИЦА?

Действительно, нижний храм двухэтажного собора служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (Алексея Разумовского, А.М. Голицына, И.И. Панина, И.И. Шувалова, И.И. Бецкого, А.А. Нарышкина, А.А. Вяземского и А.А. Безбородко и другие захоронения). За левым клиросом церкви находится надгробная плита с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", автором которой является великий поэт России Гавриил Романович Державин и завещанной самим полководцем.

Но значит ли это что это не храм Божий, а склеп  - ни в коей мере.

Сей собор был один из немногих продолжал оставаться храмом в первые несколько лет после революции октября 1917года.

В Благовещенском оборе продолжали совершаться богослужения, там служились литургии, там и крестили и отпевали, и венчали, даже несмотря на то, что в 1922 году из него изъяли церковные ценности.

Благовещенский собор, последний из действующих храмов Александро-Невской лавры, по решению Леноблисполкома,  был закрыт лишь 15 февраля 1933 года.

С 1948 – 1949 годов оба этажа здания Благовещенского собора Александро-Невской лавры были заняты экспозицией Музея городской скульптуры, который не выехал от туда по сей день.

В 2013 году по бумагам сей собор был возвращен Александро-Невской лавре, но музей из храма так и не выехал и до сих пор  богослужения в соборе так и не совершаются.

И сейчас для того, что бы например, поклонится и помолиться об упокоении светлой души болярина Александра Суворова на месте его упокоения необходимо купить билет в т.н. музей у входа в который до сих пор весит кощунственная надпись МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА.

Получается, что собор, действовавший с 1713год по 1933год. собор, что был специально возведен для хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского является не храмом Божиим а простым склепом.

Я уверен, что сей факт тут возмущает не меня одного.

В прошлом году в городе Санкт-Петербурге проходила широчайшая общественная дискуссия о возможной передаче Исаакиевского собора и собора, что известен под именем Спас на Крови в пользование Санкт-Петербургской епархии.

Как заявил тогда, на одном из круглых столов по этой проблеме директор музея Четырех Соборов Николай Витальевич Буров: "Все наши музеи работают в том режиме, к которому привыкли. У нас режим динамичного развития. За сезон мы примем только в Исаакиевском соборе около 3,3 миллионов посетителей, этот музей дает высокую прибыль и мы планируем перечислить налогов в бюджет города около 60 млн. рублей"

Но неужели это главное предназначение для такого православного собора как кафедральный собор во имя Св. Исаакия Далматского?

Ведь Исаакий не просто ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМ, он строился как ГЛАВНЫЙ СОБОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, как символ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ, символ Великой России...

В истории Санкт-Петербурга было четыре собора во имя св. Исаакия Далматского и уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I).

В 1723 году царь Петр I, что был рожден в день памяти Св. Исаакия Далматского подписал Высочайший указ, предписывающий всем чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме, а служивому и рабочему люду с верфей молиться в этом храме. (записи об этом сохранились в походном журнале храма)

Нас же больше интересует нынешний - 4-й Исаакиевский собор, построенный на месте предшествующих, строительство которого обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму -  более чем 23 000 000 рублей серебром.

Храму, судьбе которого была предназначена стать ГЛАВНЫМ СОБОРОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ придавалось огромное значение.

Когда предложили создать в Петербурге торговый порт для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, Государь-Император Николай Павлович его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.

Никакой критики не выдерживает постоянно насаждаемое нам мнение о том, что собор никогда не был храмом как таковым, а был собором лишь для показа, показа чего.

Не секрет, что со времени своего освящения в его стенах ежедневно проводились богослужения, в том числе торжественные в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии.

Особое воодушевление у горожан вызывали такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное "чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков" (Отечественная война 1812 года).

Установленный в 1814 году, этот праздник отмечался 25 декабря.

Особой красочностью отличалось участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных легендарной воинской славой гвардейских полков. "Стройными рядами, под звуки серебряных труб и барабанов, конным или пешим строем стекались на площадь мужественные преображенцы, семеновцы, измайловцы, гусары, уланы, кавалергарды, кирасиры и егеря.

Особое значение придавалось дню прославления Св. Благоверного Великого князя Александра Невского, тезоименитого трем русским императорам. В этот день совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Александро-Невскую лавру. Помимо городского духовенства, в процессии шествовали кавалеры главных российских орденов, и во главе шествия кавалеры ордена св. Александра Невского с образами своего небесного покровителя и сейчас в епархии делается все, что бы возродить эту славную традицию.

Так же странно слышать о том, что этот храм никогда не передавался русской православной церкви, а был в ведении государства.

Отчасти это так, но лишь отчасти, ибо находился собор в ведении особого управления церквей Двора, заведовавшего помимо Исаакиевского собора всеми храмами Зимнего дворца и иных императорских и великокняжеских резиденций.

Особо вызывает негодование безапелляционное - "храм никогда не был приходским, прихода там не было", но тогда откуда появилось легендарное Исаакиевское православное братство, что занималось религиозно-нравственным просветительством, борьбой с пьянством и развратом, благотворительностью, помощью неимущим, более 30-ти общественных столовых и школ для бедных было на содержании данного общества.

Так, прихожанками графиней Орловой-Давыдовой и графиней Воронцовой-Дашковой была учреждена школа для бедных девочек, а на Английской набережной убежище-мастерскую для обучения увечных воинов портновскому мастерству.

Кстати, в Исаакиевском соборе всегда уделялось большое внимание, как бы сейчас сказали музейному делу, ведь приезжавшие в столицу иностранцы всегда считали необходимым для себя побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы других государств, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы и для всех их находились священники, что знакомили гостей с этой жемчужиной Санкт-Петербурга.  

Еще раз хочется отметить, что  кафедральный собор во имя Св. Исаакия  Далматского всегда был символом ИМПЕРСКОЙ ВЕЛИКОЙ И МОГУЧЕЙ РОССИИ, ведь именно о ЗОЛОТЫХ КУПОЛАХ ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО грезили воины Северо-Западной добровольческой Белой армии Н.Н.Юденича когда шли на погрязший в красной смуте Петроград, о чем писал в своем самом пронзительном произведении о Белой армии писатель Александр Куприн.  

Да и неспроста, новая богоборческая власть большевиков нанесла удар расколом по русскому православию именно в Исаакиевском соборе - назначив ИМЕННО ЭТОТ СОБОР главным собором т.н. ОБНОВЛЕНЦЕВ.

И почему либеральной общественностью через не менее либеральные СМИ нам насаждается мнение о том что Русская Православная церковь желает отобрать у людей ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ МУЗЕЕВ РОССИИ, тогда как в письме митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия речь идет лишь о передачи собора в пользование церкви, чтобы там проходили ежедневные службы и велась приходская жизнь, чтобы двери храмов всегда были открыты для верующих.

Более того епархия не меньше самих работников этих самых музеев заинтересована в том, чтобы в соборе оставались сами музеи и в храмы стекались не только паломники и богомольцы, но и туристы со всего Света, так как это несет огромную миссионерскую работу, а величественные православные церковные службы естественным образом украсят и добавят привлекательности туристам.

И, как сказал на одном круглом столе ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий – "епархия безусловно за совместное использование соборов с музеями, но тут главное, чтобы это был МУЗЕИ ПРИ ХРАМАХ, а не как у нас сейчас ХРАМЫ ПРИ МУЗЕЯХ..."

Неужели у кого-то найдутся слова против этого?..

 

 

 

В начало страницы