Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

ПЮХТИЦКАЯ ОБИТЕЛЬ -

ОПЛОТ ПРАВОСЛАВИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЕ И

ОБЪЕКТ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

 

Игумения  ФИЛАРЕТА

настоятельница Пюхтицкго Успенского

ставропигиального женского монастыря

 

В названии статьи достаточно точно определен предмет нашего доклада. Он предполагает  некоторую характеристику Пюхтицкого Успенского ставропигиального  женского монастыря, оказавшегося вследствие геополитической ситуации за пределами России, и объясняет, почему Пюхтица все время своего существования является притягательной не только для паломников, но и для туристов.

«Пюхтица Благословенная» – так именуют в наши дни Пюхтицкую Успенскую женскую обитель. Она утвердилась на возвышающемся тремя уступами величественном холме,* в живописной местности на северо-востоке Эстонии, между Финским заливом и Чудским озером – процвела в краю, овеянном славой святого благоверного князя Александра Невского.

Сегодня это один из наиболее известных и почитаемых монастырей Русской Православной Церкви, драгоценная жемчужина Православия на эстонской земле – Сион Прибалтийского края, куда устремляются тысячи паломников из разных уголков мира.

 125 лет осуществляет обитель свое служение Богу и людям, но ее знаменательная предыстория, уходящая вглубь веков, умножает число этих лет до пяти столетий. И каждый исторический период столь протяженного пути свидетельствует о том, что какие бы катаклизмы горделивого мира ни обуревали землю Пюхтицкую, ни вторгались в иноческое житие на Святой горе, Покров Божией Матери пребывает над ней неизменно.

Пюхтицкая обитель не закрывалась ни на один день, даже в те мрачные годы, когда Церковь была гонима богоборческой властью. Воистину «во успении мира не оставила еси, Богородице», о чем свидетельствуют множество чудесных знамений и исцелений, совершающихся здесь по Ее ходатайству.

Пречистая Сама избрала Журавлиную гору местом особенного Своего присутствия, и Её благословением подвиг иночества обрел здесь жизнь.

   После явления на этой горе в XVI в. Царицы Небесной в утешение православному народу, измученному борьбой за свою веру православную с католическим окружением, гору стали называть Пюхтицкой, т.е. Святой.

На месте своего явления в расщелине старого дуба Пресвятая Богородица оставила икону Своего Преславного Успения. (Отсюда второе наименование монастыря – Успенский). Этот древний  дуб стоит на своих корнях и поныне, поддерживаемый специальными растяжками. (сл.1) Рядом с ним часовня, где в те времена хранилась явленная икона, которую лютеране-эсты передали православным. Существует и другое название горы – Богородицкая.

         Надо напомнить, что монастыри появились на Руси вскоре после ее крещения. Во время смут, войн, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Среди них были  маленькие и скромные, большие и богатые, но все они представляли собой очаги просвещения, духовные центры, где чтили и сохраняли всем своим существованием старинные традиции, где хранились рукописи, религиозные книги, дорогие реликвии, церковное облачение. Почти при каждом монастыре имелась библиотека, иконописная мастерская, велось летописание.

Особый разряд монастырей – ставропигиальные. Они отличаются от других тем, что находятся в  прямом ведении Патриарха (до 1721 г. и с 1918 г.).    Пюхтицкому монастырю была предоставлена ставропигия Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 июня  1990 года.

Термин – женский - объяснения не требует, т.к. очевидно разделение монастырей на мужские и женские.

Таким образом Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь – удел Царицы Небесной, избравшей Святую гору местом особого Своего присутствия, является хранителем Ее благодати с момента своего возникновения.

Указом Святейшего Синода от 7 ноября 1885 г. разрешено Пюхтицкую часовню обратить в приходскую церковь с самостоятельным причтом при ней  и образовать отдельный Пюхтицкий приход.

По свидетельству монастырской летописи в 1887 г. эстляндским генерал-губернатором князем С.В. Шаховским были «сделаны представления Святейшему Синоду» об отчуждении Пюхтицкой Богородицкой горы в пользу Православного духовного ведомства. (сл.2. кн. Шаховской, кн. Е.Д.Шаховская).

Княгиня Е.Д. Шаховская писала епискому Рижскому и Митавскому преосв. Арсению «…на Св. Горе (Пюхтица) должен быть  женский монастырь,.., что чудотворная икона здесь водворится,…что будет иметь такое значение этот монастырь в вашем крае как лавра в Киеве или в Москве…. Словом, я придаю большое значение Пюхтицкой горе.»

В 1888г. в день празднования Успения Божией Матери состоялся многотысячный крестный ход с присутствием важных государственных персон, высокопоставленных чиновников, духовенства и стечении богомольцев. «Общими усилиями эта глухая местность была на время празднества превращена в местность культурную. На уступе горы были красиво расставлены белые шатры и палатки, в которых отводились места гостям, у подошвы холма раскинут большой шатер, в котором помещались столовая и буфет, по склону холма разбиты палатки торговцев чаем, пряниками и съестными товарами.» (Я специально делаю акцент на мастерстве приема нескольких тысяч паломников в пустынной, неприспособленной местности и отсутствии всякой «инфраструктуры туризма».)

Возглавляла крестный ход чудотворная икона Пюхтицкой Божией Матери. Эта святыня в течение столетий сплачивала местных православных крестьян, была для них единственным светочем православия, озарявшим не только русских, но и эстонцев, не только православных, но и лютеран, также почитающих ее чудотворной. Она творила благое дело мирного, любовного единения в Пюхтицком крае племени славянского и финского.  

Громада нравственной силы заключается в этой святыне, которая хранится в монастыре...     Но монастыря еще не было…

Его покровителем, одним из создателей, отцом духовным был по воле Божией избран великий светильник земли Русской о. Иоанн Кронштадтский. Он стоял у истоков монастыря, направляя, поддерживая и благословляя каждый значительный шаг созидания.

Святейший Синод 12 марта 1891 года разрешил учредить в этой местности Пюхтицкую Успенскую женскую общину  «на такое число сестер, какое в состоянии будет содержать при своих средствах», а 14 августа  был прочитан Высочайший указ  об отчуждении Богородицкой горы  в собственность Ведомства православного исповедования и объявлена открытою Пюхтицкая Успенская  женская община, в которой состояли 31 сестры и 24 воспитанницы приюта.

Ее настоятельницей  стала матушка Варвара (Блохина), благодаря неусыпным стараниям которой установился строгий монастырский порядок и введен был в полном объеме богослужебный монастырский круг. В следующем году,  община была преобразована в общежительный Пюхтицкий Успенский монастырь, настоятельница монахиня Варвара возведена в сан игумении. Так зарождалась поистине Обитель Милосердия — с сиротским приютом, школой для детей бедных родителей и больницей, бесплатно обслуживающей все окрестное население.

Сбылась мечта Шаховских -  Пюхтицкий монастырь стал оплотом православия в Эстонии. Князь скончался в расцвете сил, в 1894 г. ему было 40 лет. Пюхтицкая обитель приняла князя на вечное упокоение.

Вы можете увидеть Сергиевский храм над прахом покойного, венки с церемонии похорон и поклонится могилам князя и княгини Шаховских.

 В  этом году исполняется 125 лет со времени основания нашей обители и отчуждении Богородицкой горы  из лютеранского владения. Со дня основания обители ни на один день по настоящее время в ней  не прерывался богослужебный круг, не останавливалась монашеская молитва, несмотря на голод, холод, страх, опасность для жизни….и во времена лихолетья, и во время Великой Отечественной войны, и в мрачные послевоенные годы ….  Служим и сегодня каждый день утром и вечером…, когда надо и ночью.

Такова краткая история возникновения благословенной Пюхтицы. Покровителем, отцом и утешителем Пюхтицкой женской обители был избран волею Божиею великий светильник земли Русской – святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

 «Дорогой наш Батюшка... » – так называли его здесь, так обращаются к нему и после его кончины, прося молитвы и заступничества. Судьба Пюхтицкой обители неразрывно связана с его именем. Он стоял у истоков зарождения монашеской жизни на Богородицкой горе: одобрив место, где предполагалось построить монастырь, отец Иоанн Кронштадтский направлял, поддерживал, молился и благословлял каждый значительный шаг в его созидании.

В первые годы существования обители великий Всероссийский пастырь прислал сюда до 50-ти своих духовных дочерей (одна из них стала третьей пюхтицкой игуменией) и несмотря на чрезвычайную занятость, приезжал в Пюхтицу, с любовию и строгостью окормлял ее насельниц, постоянно присылал щедрую помощь на ее нужды, до конца дней неустанно наставляя в письмах двух первых игумений.

В 1892 году замечательным русским зодчим, адъюнкт-профессором Санкт-Петербургской академии художеств Михаилом Тимофеевичем Преображенским был разработан и утвержден к исполнению проект архитектурного ансамбля Пюхтицкой обители. «Парадный фасад» ансамбля, сформированный архитектурными объемами центральных Святых врат с колокольней и высокой каменной оградой с двумя угловыми башнями, был вытянут с востока на запад по северному склону Богородицкой горы. Выполненный в стилистике древне-русского зодчества с высокими крышами и выразительным декором он достойно оформил главный въезд в обитель.   

К празднику Успения Пресвятой Богородицы 1892 года каменная недостроенная кирха, приобретенная вместе с землей, была обращена в православную Успенскую церковь, которая органично вписалась в архитектурный ансамбль монастыря и служила соборным храмом обители. С его устройством на Богородицкой Горе появилась возможность поместить здесь чудотворную икону Успения, которая долгие годы хранилась в ближайшей Сыренецкой церкви. Пюхтицкая Святыня вернулась на место своего обретения.

По рассказу «варваринских» сестер – так называли тех, кто поступил в монастырь при первой его игумении Варваре – Батюшка Иоанн Кронштадтский предсказал строительство Пюхтицкого собора. Величественный собор открылся ему в видении. Игумения Варвара часто ходила с Батюшкой на святой источник через горку, которую сейчас называют «Батюшкиной». И вот однажды, когда они возвращались с источника, отец Иоанн взглянул туда, где сейчас собор стоит, и говорит: «Матушка Варвара, Матушка Варвара, какой великолепный у вас на горе собор!» А Матушка отвечает ему: «Батюшка, да хорошо бы собор, да не на что, даже и речи быть не может». А Батюшка, как бы не слыша ее слов, еще и еще раз повторяет: «Матушка игумения! Посмотрите, какой величественный собор у вас на горе стоит! Антихрист до него не дойдет! Думаю, что обитель Пюхтицкая будет стоять до Второго пришествия».

Сестры-живописицы в 1894 году написали икону Божией Матери, именуемую «У Источника» в дар дорогому Батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому на память о явлении ему Царицы Небесной на Пюхтицкой горе. Образ сей написали сестры монастыря по благословению первой Пюхтицкой игумении Варвары и подарили горячо любимому пастырю в день Ангела.  На нём запечатлено явление Пресвятой Богородицы в Пюхтице в XVI в. Царица Небесная предстоит в голубом мафории, простирая к людям Свои Пречистыя Руце. Внизу на иконе надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

 Икона эта пребывала с дорогим Батюшкой до его кончины. Святой праведник завещал эту икону одной благочестивой петербургской чете. Затем Пюхтицкий образ хранила монахиня Вирсавия, насельница закрытого к тому времени Иоанновского монастыря. Она не расставалась со святыней, но Пресвятая Богородица, явившись во сне монахине, открыла Свою волю о возвращении Её образа в Пюхтицкую обитель, сказав: «Я Сама к тебе скоро приду». Мать Вирсавия прислала в монастырь письмо, рассказав о явлении Царицы Небесной, и просила приехать за святыней. Вскоре монахиня умерла, а образ Божией Матери в день празднования в честь иконы Боголюбской вернулся в обитель. 1 июля 1946 года у древнего дуба, где некогда был обретен Чудотворный образ Успения Божией Матери и который дорогой Батюшка называл «Мамврийским», Пюхтицкую икону «У Источника» встречала крестным ходом и праздничным трезвоном вся обитель. Сестры по очереди подходили прикладываться к обретенной святыне. Последней подошла Матушка Игумения Алексия.

Второй настоятельницей Пюхтицкой обители (1897-1921 гг.) стала игумения Алексия (в миру Анна Михайловна Пляшкевич).

Самоотверженно трудилась матушка Алексия по устройству монастырских подворий. При ней 11 сентября 1900 года отец Иоанн Кронштадтский совершил чин «основания храма» при закладке каменной церкви на монастырском подворье в г. Ревеле.

На Пюхтицком подворье в Петербурге в 1906 году на средства щедрой благодетельницы Ксении Тарасовны Ивановой по проекту архитектора В.Н. Боброва было осуществлено строительство храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1905 году отец Иоанн Кронштадтский сослужил правящему архиерею  при освящении его южного придела во имя св. благоверного князя Александра Невского и преподобной Ксении. Главный престол Тихвинской церкви был освящен 29 июля в 1906 году.

Храм был возведен на народные деньги по проекту архитектора  В.Н.Боброва в стиле XVII  века на ул. Карташихина, д.3 Васильевского острова.  После революции здание переделали, убрав колокольню и купола, под Гаванский универмаг. И сейчас стоит обезглавленное здание подворья, приватизированное в годы становления новой России частными лицами, имеет статус «вновь обретенного памятника историко-культурного наследия.

Другой сакральный объект в Санкт-Петербурге обязан своим возрождением Пюхтице.  Митрополит Алексий, тогда управляющий Эстонской епархией, благословил игумению Варвару (Трофимову) в1989 г. начать восстановление Иоанновского монастыря, который частично передавался Пюхтице под устроение подворья. За несколько дней  надо было ко дню Ангела дорогого батюшки очистить и восстановить храм преподобного Иоанна Рыльского, его небесного покровителя. С Божией помощью, в слезах и трудах монахини справились с послушанием.

Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь на Карповке был основан батюшкой еще при жизни, освящен 17 декабря 1902 года и избран им как место своего упокоения. Провожали дорогого пастыря в последний путь 22 декабря 1908 года.

Летом 1912 г. Пюхтицкая обитель получила в дар облачение дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского. Жертвователю Матушка игумения Алексия пишет: «Глубоко тронуты и в слезах духовной радости приносим Вам свою искреннюю благодарность за Ваше бесценное пожертвование».

Можно сказать, что с этого момента стали собираться нет, не экспонаты, а святыни в мемориальную комнату-музей памяти дорогого батюшки.

Невозможно не сказать об «игумении всея Руси» - по словам патриарха Кирилла, - матушке Варваре (Трофимовой), которая была настоятельнице        й Пюхтицкого монастыря с 1968 по 2011 год, то есть 43 года. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), монахиня Варвара назначена седьмой настоятельницей Пюхтицкой обители, а 19 января  в таллинском кафедральном соборе св. благоверного князя Александра Невского Высокопреосвященным архиепископом Алексием (будущим Святейшим Патриархом) возведена в сан игумении. На следующий день в Пюхтице Владыка вручил новопосвященной настоятельнице игуменский жезл.

Господь благословил её управлять обителью исключительный по продолжительности срок. 43 года настоятельства Матушки Варвары включают в себя и тяжелейшее время господствующего атеизма в стране и период нового расцвета Православия в России; распад Советского Союза с образованием независимого государства Эстония и кардинальные перемены в отношениях между Церковью и государством.

В этих сложных условиях у молодой настоятельницы проявился Богом данный талант дипломата, хорошего управленца и тонкого психолога. С первых шагов её всесторонне поддерживал, помогал и по отечески опекал правящий археиерей – будущий Святейший Патриарх Алексий II. Он увидел в игумении Варваре надёжную помошницу в деле созидания Пюхтицы Благословенной. За 43 года усердных трудов её седьмой игумении Варвары (Трофимовой) монастырь преобразился.

Возле святого источника выстроена новая купальня.  На территории монастыря и за оградой оборудованы гостиницы для паломников. В монастырском музее, расположившимся в доме для представительских целей, устроена комната памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Новые, необходимые для жизнедеятельности обители строения органично вписались в ее первоначальный ансамбль, сформировав обширный архитектурный монастырский комплекс.

Так игумения Варвара в сложных условиях первых 20-ти лет управления обителью настолько её благоустроила и преобразила, что стала она образцовой, и многие верующие стремились её посетить. Гости и поломники стали называть Пюхтицу «Райским уголком на земле».

Вместе с тем и монастырское хозяйство она привела в образцовое состояние. Постепенно оно было полностью механизировано, что позволило исключить ручной труд. Монастырь обрабатывает более 100 га земли, из которых более 30-ти пахотные. На земельных угодьях обители ежегодно собирают хороший урожай зерновых и овощных культур. В хозяйстве имеются коровы, куры, пасека. Ферма полностью обеспечивает монастырь молочными продуктами. В летний период сестры занимаются  выращиванием овощей,  заготовкой сена, а зимой  – дров.

Трудами игумении Варвары возобновлена работа иконописной и золотошвейной мастерских, пошивочной комнаты, где шили не только одежду длянасельниц обители, но и священнические облачения. Переплетная мастерская начала работу по сохранению старых богослужебных книг.

Ещё в 1970-е годы по настоянию игумении у сестер появилось новое послушание – экскурсовода. Монахини-гиды могут провести для гостей экскурсии на русском, эстонском, латышском, английском, немецком и французском языках, знакомя их с историей и современной жизнью монастыря. Количество сестер за годы управления обителью игумении Варвары увеличилось от 99 (в 1967 г.) до 160 (в 2о1о г.)

В результате многотрудной деятельности Святейшего Патриарха Алексия II и игумении Варвары монастырь стал центром духовной жизни Эстонской епархии и одним из признанных центров монашеской жизни страны. Всевозможные съезды, церковные совещания, епархиальные собрания имеющие общецерковное и общественное значение не только укрепляли авторитет Пюхтицкой обители, но и определили его миссионерское служение миру.

Матушка  игумения Варвара, приняв постриг в великую схиму, скончалась 8 февраля 2011 года. Похоронена  Матушка за алтарем Николо-Арсеньевской церкви на монастырском кладбище.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 17 ноября 2010 года исполняющей обязанности настаятельницы была назначена монахиня Филарета (в миру Ксения Викторовна Калачёва), а 19 ноября 2011 г. возведена Его Святейшеством в сан игумении с вручением игуменского жезла.

Сегодня монастырь живет, стараясь сохранять традиции, сложившиеся за 125-летний период своего бытия. В Пюхтицкой обители проживает 129 насельниц, которые являются большой и сплоченной иноческой семьей. Она имеет многолетний опыт работы на земле и с домашними животными, а также хорошо налаженную дисциплину труда, передаваемую по наследству от старшего поколения сестер младшему, и что самое главное – в обители строго и свято соблюдается монастырское послушание, которое является основой монашеского бытия и помогает в самые трудные времена.

Кроме сугубо монашеской жизни в обители проводятся международные научно-практические конференции по вопросам религиозного воспитания детей в школах Балтии, церковные собрания, имеющие общественное значение; именно здесь отмечался в 2014 году 25-летний юбилей Совета Церквей Эстонии; становятся традиционными и «Пюхтицкие чтения» в середине декабря, посвященные памяти схиигумении Варвары и собирающие все большее число участников и гостей.

          По-прежнему Пюхтицу посещает множество европейских туристов, стремящихся своми глазами увидеть жемчужину Православия в Эстонии, а так же большое колличество поломников, презжающих в монастырь за утешением и исцелением от недугов душевных и телесных.

Пюхтицкие сестры бережно хранят традиции своей святой обители и, как было заведено при ее основании, с любовью безвозмездно принимают богомольцев – ежегодно несколько тысяч приезжающих в монастырь паломников бесплатно проживают и питаются в монастырских гостиницах.

Сам факт существования монастыря служит духовному просвещению – к действующей обители всегда тянутся люди, они приходят сюда помолиться, побыть среди мирной обстановки, ищут здесь духовного назидания и умиротворения в сердце. Поэтому обители выполняют великую христианскую миссию свидетельства миру о Христе, миссию примера христианской жизни, вносят большой вклад в духовный расцвет и благополучие народа.

 

 

В начало страницы