Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Игумения Илариона (Феоктистова)

Константино-Еленинский женский монастырь

 Санкт-Петербургской епархии

Русской Православной Церкви,

Санкт-Петербург, Россия

 

В своем сообщении я кратко расскажу об организации паломнической деятельности нашей обители и о том, какие особенности присущи этой деятельности  в условиях небольшого вновь созданного монастыря.

Паломническая деятельность монастыря началась с момента его возникновения. Константино-Еленинский монастырь образован в 2006 году на месте приходского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области, в 50 км от Санкт-Петербурга. Первые насельницы в количестве 5 человек переехали сюда из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, где они начинали свою монашескую жизнь.

Наш монастырь имеет несколько характерных особенностей:

1.      Совершенно новый монастырь. Исторически в поселке Ленинское никогда не было не только монастыря, но даже православного храма, так как до 1939 года это была территория Финляндии (место называлось Хаппала – Осиновое). Отсутствовала какая-либо церковная традиция в жизни народа.

2.      В монастыре собрано большое количество святынь: это частицы мощей древних святых, иконы старого русского письма и новонаписанные на Святой Горе Афон, в том числе точный список иконы Всецарица, уже горячо почитаемый нашими прихожанами. Эти святыни доставлены из Западной Европы ктитором (основателем, попечителем) монастыря Голощаповым К.В. В монастыре находятся частицы мощей свв. равноапп. царей Константина и Елены, свт. Николая, свт. Спиридона, вмч. Пантелеимона, свв.бесср. Космы и Дамиана Римских, св.равноапп. Марии Магдалины и многих других святых, чтимая икона Божией Матери «Иверская». На Санкт-Петербургском подворье: мч.Вонифатия, мц.Христины, вмч.Георгия Победоносца, блж.Матроны Московской, мцц. Веры, Надежды, Любови, чтимая иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»

3.      Такое сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в жизни обители. Историческую перспективу для монастыря создают два его подворья – Линтульское Свято-Троицкое в поселке Огоньки Выборгского района Л.О., в 10 км от монастыря, и Санкт-Петербургское на Рижском пр.,9, - храм прмч. Андрея Критского. Подворья с монастырем объединяет царская тема: и храм прмч.Андрея Критского, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле были построены в 90-е годы Х1Х века после чудесного спасения царской семьи императора Александра Ш в при крушении поезда в Борках. И тот, и другой храм освящал св.прав. отец Иоанн Кронштадтский, и тут, и там преобладала миссионерская направленность:  сщмч. Философ Орнатский в течение более 20-ти лет был настоятелем храма прмч. Андрея Критского и возглавлял всероссийское Общество духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле, находясь среди финского населения, своей жизнью свидетельствовал о православной вере, а также содержал школу-приют для местных детей.

4.      Близость нашего монастыря к Санкт-Петербургу создает возможность однодневных поездок в монастырь, чтобы за краткое время приезжающие могли выйти из рутинного потока городской жизни. Внутренняя связь монастыря и его подворий позволяет видеть монастырскую жизнь с разных сторон.

Константино-Еленинский монастырь в организации паломнической деятельности изначально избрал для себя  приоритет духовной пользы как для насельниц (возможность послужить ближним ко спасению), так и для паломников (возможность вхождения в полноту церковной жизни), что соответствует «Рекомендациям по развитию паломнической деятельности», разработанными Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ.

Паломническая деятельность Константино-Еленинского монастыря  осуществляется в трех направлениях:

  1. Прием паломников в монастыре группами и  индивидуально. Это направление поддерживается силами насельниц обители и включает следующие послушания:  предварительная запись групп, экскурсии на территории монастыря, организация трапезы, ночлега, трудов для паломников-трудников, аналитическая работа. Послушания: экскурсоводов, гостиничной, келарская служба, киоск «Монастырские блины». Всем этим занимаются сестры: экскурсоводы, гостиничная и келарская службы, дежурные в киоске «Монастырские блины». Принимаем 290-350 групп в год от 10 до 50 человек в группе.

Содержание экскурсий на территории монастыря предполагает:

1.1.            Для паломников: участие в богослужениях, знакомство с историей и святынями монастыря, ответы на вопросы, информация о возможности приехать в монастырь в качестве паломника-трудника.

1.2.            Для туристов: свидетельство о существовании монастырей в современных условиях, присутствие людей, решившихся на монашество, знакомство с храмами монастыря, элементарными сведениями о церковной жизни, рассказ об иконах, мощах, святых угодниках Божиих, о Таинствах Церкви.

1.3.            Прием паломников-трудников осуществляется по специально разработанным Правилам внутреннего распорядка. За годы существования монастыря через трудничество прошли 875 человек, многие приезжают на помощь постоянно, некоторые вошли в число сестер. За 2015 год – 130 человек, приехавших потрудиться в монастырь впервые. Индивидуальные паломники-трудники имеют возможность пожить в условиях монастырского распорядка дня, включающего богослужение и труд, удаление от суеты (излишней информации и развлечений). Паломники могут подробно исповедоваться и получить совет духовно опытных людей, общаться с верующими и воцерковленными людьми, видеть пример сестер. В нашей обители все живут на равных условиях в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Желающих пожить в монастыре, как в светской гостинице, не принимаем.

  1. Организация поездок для мирян от монастыря и в монастырь. Этим занимается Паломническая служба обители в лице Замешайловой С.Г. Организуются паломнические поездки два раза в месяц по нестандартным маршрутам как по России, так и зарубеж. Особый маршрут: начиная с Санкт-Петербургского подворья (храм и музей), продолжая в монастыре и заканчивая на Линтульском подворье – для одного дня огромное количество впечатлений, погружение в разностороннюю жизнь нашего монастыря.
  2. Школа православного экскурсовода в воскресной школе-центре для взрослых «Училище благочестия» на Санкт-Петербургском подворье монастыря при храме прмч. Андрея Критского. Школа готовит организаторов паломнических поездок, обучение включает подробное знакомство со святыми и культурно значимыми местами Северо-Запада России, что позволяет называть такие поездки Интеллектуальным паломничеством. Организуются учебные поездки по Ленинградской области.  Деятельностью ШПЭ руководит Жервэ Н.Н.
  3. Паломничество сестер монастыря (группами от трех до 10 человек) важно для внутренней жизни монастыря: происходит осознание сестринского единства в общецерковном и межмонастырском общении. Сестры ездят в г.Бари к мощам свт.Николая, в Троице-Сергиеву лавру, на Соловки, в Оптину пустынь, другие обители России. Игумения Илариона совершила восхождение на г.Арарат в Турции 31 августа - 3 сентября 2012 года. (см. статью «Восхождение на библейскую гору Арарат» в 3-м номере альманаха «Линтула»). Гора Арарат в библейском понимании – символ единства современной человеческой цивилизации, незыблемости семейных ценностей и обретения спасения в духовном ковчеге – Церкви Христовой.
  4. Особый вид паломничества – ежегодный Крестный ход из монастыря в пос.Ленинское к Линтульскому подворью в пос.Огоньки. Расстояние пути – 10 км. Начало – в 8 часов утра у главного храма обители, затем с молебным пением движение по проезжей части дороги местного значения в сопровождении автомашин ГИБДД. Прибытие в Линтулу к 10 часам. Литургия в Свято-Троицком храме Линтульского подворья. Трапеза, общение. Участвуют священнослужители, сестры, прихожане монастыря и гости обители (в 2015 г. – около 400 чел).

Особенности паломнической деятельности монастыря.

1.      Личностный подход в работе всех направлений. Это относится и к организаторам паломничеств, и к участникам поездок. В отношении организаторов: авторские маршруты, авторская программа подготовки гидов. В отношении самих паломников и туристов: максимум внимания и к каждому человеку, и к группе в целом, чему способствует и небольшое количество групп. И группа, и индивидуальный паломник может почувствовать себя в ограде монастыря удаленным от мирской суеты. Есть возможность задать все интересующие вопросы и получить ответы, которые помогут понять реальную жизнь обители и избавиться от навязанных извне стереотипов восприятия монастырской жизни и отношения к ней.

2.      Цель пребывания индивидуальных паломников в монастыре – духовная польза. Этим определяется и продолжительность проживания, и единый для всех образ жизни, учитывающий индивидуальные особенности и силы каждого, и распределение послушаний. Создается возможность полноценного воцерковления, участия в Таинствах. В гостинице существует библиотека духовной литературы для общего пользования.

3.      Монастырь желает поделиться с приезжающими тем самым главным в своей жизни, чем живут и все насельницы. Цель - практическое усвоение церковного богооткровенного Предания, насколько это возможно для современного человека. В центре монастырской жизни – храм, Литургия, проживание годового богослужебного круга. Вокруг храма – деятельность, направленная на обеспечение храма и прихожан всем необходимым, а также просветительская деятельность и братская взаимопомощь. Монастырь живет внутренней духовной жизнью, которая остается неприкосновенной и невидимой для вешнего взгляда. При этом – местом нашего христианского единства является храм, открытый постоянно для всех.

 

Прием паломников в монастыре.

Количественные показатели

Год

Кол-во групп:

абсолют/% к прошлому году

Кол-во паломников в группах, чел.;

абсолют/% к прошлому году

Кол-во индивидуальных паломников-трудников, приехавших в К.-Е. монастырь впервые

2006 (с июля по декабрь_

 

 

15

2007 (с июня по декабрь)

51

1160

62

2008

136

4207

85

2009

163; 119,9%

4605, 109,4%

73

2010

247; 151,0%

6691, 145,0%

79

2011

299; 121,0%

7510; 112,24%

108

2012

279; 93,2%

6649; 88,5%

90

2013

349; 125 %

7926; 120,4%

109

2014

328; 94%

7826; 96,5%

121; 104,3%

2015

290; 88,4%

6916; 88,3%

133; 109,9%

Всего

2142

53490

875

Количество паломников увеличивалось до 2013 года. В 2014 и 2015 количество групп уменьшилось в связи с общей экономической ситуацией. Количество индивидуальных паломников неизменно увеличивается от года к году. Большинство индивидуальных паломников после первого посещения  приезжают в монастырь неоднократно.

 

Качественный анализ

Соотношение местных и удаленных маршрутов

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

СПб

46

125

138

180

193

97

291

Область

2

5

20

57

95

70

35

дальние

3

6

5

10

11

12

12

 

51

136

163

247

299

279

338

 

Большую часть составляют паломники из Санкт-Петербурга и области, что позволяет поддерживать отношения с организаторами поездок на постоянной основе и вести более целенаправленную просветительскую деятельность.

 

География паломнических групп: 

Россия: Москва, Московская область, Великий Новгород, Псков, Ярославль, Череповец, Боровичи, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Луганск, Воронеж, Курск, Саратов,  Старый Оскол, Иван-Город.

Белоруссия:  Минск, Брест.

Украина: Оскания-Нова.

Латвия: Рига.

Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярви.

Финляндия. Франция.

Соотношение паломнических и туристических групп

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Паломники

50

101

108

153

113

139

115

Туристы

 

1

2,0%

35

25,7%

55

33,7%

94

38,1%

186

62,2%

140

50,2%

223

66,0%

Всего

51

136

163

247

299

279

338

 

Паломники: паломнические службы, приходы, монастыри, воскресные школы, церковные благотворительные и просветительские организации.

Туристы: турфирмы, отделы социального обеспечения районов Санкт-Петербурга, учебные заведения, санатории, официальные светские делегации.

Возрастание процентного участия светских организаций является хорошей возможностью миссионерства. Прием церковных паломнических групп укрепляет молитвенное единство и соборность верующих.

            В процессе паломнической деятельности мы столкнулись со следующей проблемой. Все приезжающие имеют возможность воцерковиться и получить духовную пользу, но страдающие тяжелыми зависимостями требуют особых условий. Монастырь не может удержать человека в своих стенах принудительно, так как вход и выход за ограду свободный. Также почти не ограничена возможность общения, как личного со всеми находящимися на территории монастыря, так и по телефону, интернету и с помощью других средств коммуникации. Ошибочно думать, что монастырские условия сработают автоматически, без желания самого страждущего и детальной духовной работы над собой, а также без усилий близких и родственников зависимого человека. Обычно проявляется целый «куст» проблем, в том числе проблема потребительского отношения к Церкви — «там должны помочь» без личного участия нуждающихся. Решение проблемы возможно при взаимодействии с профильными церковными организациями, занимающимися социально-благотворительной деятельностью.

            Будущее паломнического служения монастыря, расширение его возможностей и обогащение внутренним содержанием, мы связываем со строительством нового монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, а также с развитием богослужебной, просветительской и хозяйственной деятельности на Санкт-Петербургском и Линтульском подворьях монастыря.

            Монастыри Русской Православной Церкви хранят и чтут церковные святыни   (мощи    святых, чудотворные иконы и другие реликвии) как свидетельство истинности нашей веры в Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Монастыри самим своим существованием хранят и живое церковное предание как совокупность внутреннего духовного делания и внешнего благочестия. Внутри ограды монастыря находится то сакральное пространство, попадая в которое человек начинает соразмерять свою жизнь с непреходящими евангельскими ценностями, которые для России являются одновременно и фундаментом, и целью национальной жизни. Соприкасаясь с монастырской жизнью, человек одновременно укореняется в традиции и находит путь к решению современных проблем. В связи с этим значение паломничества и религиозного туризма может быть оценено как весьма важное для сохранения национальной идентичности, а реализация такого рода проектов как сфера деятельности, требующая высокого профессионализма и творческого вдохновения.      

Аннотация: Константино-Еленинский женский монастырь организует прием паломников как в группах, так и индивидуально, а также организует поездки для сестер, прихожан и всех желающих по святым местам Санкт-Петербурга, Ленинградской области, России и зарубежья. На Санкт-Петербургском подворье действует Школа православного экскурсовода, ведется подготовка гидов для работы в церковной сфере. Цель паломнической деятельности монастыря – знакомство с духовным богатством православной церковной традиции.

Ключевые слова: паломничество, Константино-Еленинский монастырь, воцерковление.

Сведения об авторе: игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии РПЦ, E-mail: Konst-elena@bk.ru, тел. 8 (812) 343-67-88 (канцелярия монастыря). Адрес монастыря: 188839, Ленинградская область, Выборгский район, пос.Ленинское, ул.Советская, д.44

 

 

 

 

В начало страницы