Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

Сакральность центров народного художественного ремесла

 

М.Ю. Спирина

Межрегиональный институт экономики и права

при МПА ЕврАзЭС,

проректор по научной работе,

к.и.н., Заслуженный учитель РФ,

Член Творческого союза художников России,

Международной федерации художников

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются особые характеристики центров народного художественного ремесла в соответствии с понятием сакральной географии. Определено значение народного художественного ремесла в формировании духовного пространства его местоположения.

Ключевые слова: народное художественное ремесло, сакральность, человек, духовный потенциал, значение.

Abstract. The article discusses the special characteristics of centers of folk arts and crafts in accordance with the concept of sacred geography. The value of folk arts and crafts in the formation of the spiritual space of its location is determined.

Key words: folk artistic craft, sacredness, human, spiritual potential, value.

 

Там русский дух…

Там Русью пахнет!

 

Современный мир переживает многие потрясения, тяготы, утраты и приобретения. Глобализационные кризисы служат причиной того, что временами вместе с водой выплескивают и ребёнка. Чтобы при решении проблем современного развития человека такого не произошло с центрами народного художественного ремесла, представляется актуальным и насущным охарактеризовать их особость и значение не только для соотечественников, но и всего человечества. Вспомним слова Л.Н. Гумилёва: «Этнос — не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы»[1]. В этой-то системе присутствует в глубокой древности зародившийся феномен народного художественного ремесла, выступающего важнейшей частью традиционной (народной) культуры. Её изучение началось относительно недавно, посему еще не выработана адекватная научная терминология. Мы будем пользоваться общепринятыми терминами и характеристиками.

Народная культура есть фиксированная память человечества о себе самом. Она сформировалась в результате проходившего в ходе тысячелетней истории человечества отбора настоящего, истинного, Красоты и Пользы. Важнейшую часть народной художественной культуры составляет традиционное прикладное искусство, первооснову коего образует народное художественное ремесло. Начало его формирования относится к эпохе первобытности, когда человек впервые стал трудиться и познавать окружающий мир. В результате его трудовой деятельности стала формироваться культура, которую впоследствии назовут «второй природой». С географическими, экономическими, духовными, социальными изменениями труд человека меняет свой характер, сохраняя при этом непреходящее значение. Постепенно человеческая деятельность в процессе разделения труда приобретает форму художественного ремесла, в эпоху Древнего Мира оно ярко проявилось в городских поселениях. В ходе эволюции выделились профессионально занимавшиеся ручным художественным трудом мастера, изготовлявшие предметы прикладного искусства. Ручной художественной труд высоко оценивался многими учеными и практиками, прежде всего, педагогами, вследствие особо ценного духовного содержания и сильного влияния, которое он оказывал на человека и формирование его физического облика и духовной жизни. В России особое место этому труду уделяли Ф.С. Голицын, К.Ю. Цируль, К.Д. Ушинский, др.

Народные мастера, создавая предметный мир, окружающий человека, формируя пространственную среду его обитания, отражали в своих произведениях этический и эстетический национальный идеал, народную философию, народную педагогику. Произведения традиционного прикладного искусства по праву занимают эксклюзивное место в эстетической сфере обитания человека. Воздействие предметно-пространственной среды на человека происходит незаметно, постепенно, но постоянно и эффективно. Сотворяя художественные, следовательно, действенные предметы, традиционное прикладное искусство во все времена образует новую, красивую, осмысленную среду, посредством которой воспитываются, утверждаются и развиваются личные человеческие качества, формируется его духовная составляющая. «Генеральной функцией» традиционного прикладного искусства выступает «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости. Д.С. Лихачёв писал в «Письмах о добром» о нравственной оседлости.

Сегодня в процессе эволюции человечества происходит оживление интереса к духовным ценностям ранних цивилизаций (культур), к проблемам национальной идентичности, национального самосознания, философии и истории культуры. Все этносы стремятся к социальному прогрессу, умело используя для процветания свои социальные гены, свой характерный образ жизни, свою национальную психологию. «Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа», — записано в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ООН (1966). С точки зрения М.А. Некрасовой, пренебрежение проблемой сохранения, возрождения и развития традиционного прикладного искусства приводит к профанации, дискредитации духовно-нравственных ценностей народа, что порождает развал и депрессию. Т.П. Григорьева пишет о том, что в третьем тысячелетии «Красота, отпадая от Морали, теряет себя и уже не возвышает человека над собой, а опускает его ниже себя». Масштаб приносимых разрушений и подмен приобретает силу, угрожающую нравственному здоровью молодого поколения и государству в целом утратой народом своей национальной, гражданской, духовной идентичности[2]. В связи с этим и представляется нужным поставить вопрос о сакральности сохранившихся центров народного художественного ремесла.

Обычно слово «сакральный» понимается как «священный» и чаще всего употребляется в связи с религией. Но обратимся к словарям. Т.Ф. Ефремова дает значительно более широкое толкование определению «сакральный»[3]. Назовем лишь некоторые из перечисленных ею значений: «Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный. // Нерушимый, незыблемый. // Возвышенный, благородный». Охарактеризуем народное художественное ремесло, исходя из этих определений, выделив наиболее значимые черты этого феномена.

В народном искусстве, выступающем как искусство рукотворного предмета, ремесло обретает особое значение и эстетический смысл, выступая как компонент его содержательной стороны. Традиционное прикладное искусство тесно вплетено в повседневную жизнь. Для создания отдельных предметов или архитектурного декора в нём используются разнообразнейшие виды техник. Всякий художник традиционного прикладного искусства, прежде всего, ремесленник. За многовековую историю развития материальной культуры и традиционного прикладного искусства его творцы выработали высокий профессионализм «делания» вещи, необходимой человеку в повседневном быту, на празднике, в частном обиходе в виде скромного, доступного каждому предмета или же как драгоценности, равной целому состоянию. Т.М. Разина подчеркивала: «Ремесло, уходящее в предысторию человеческой культуры, сохраняет и сегодня значение творческой деятельности особого рода»[4].

Художественно-ремесленная основа традиционного прикладного искусства составляет важную сторону его профессионализма, ремесло выступает носителем его существенных особенностей. Ремесло рождалось в лоне первобытной культуры, когда материальное и духовное были нерасторжимо слиты. Оно неотделимо от искусства, наполненного выражением силы рождающейся общности людей. Мир предметов, создаваемый руками человека, одухотворен, и об этом нельзя забывать.

Однако, нельзя не отметить, что с течением времени формируется сниженное понятие ремесленности. Оно, очевидно, возникает в пору вынужденной конкуренции человека с машиной. Мировоззрение мастеров докапиталистического периода цементирует ремесло и подлинное, чрезвычайно многогранное искусство. Ремесленность происхождения не мешает, а способствует появлению значительных и образных произведений традиционного искусства. Ремесло здесь неотделимо от творческого процесса и искусства в целом, его глубинной, духовной основы. Традиционное искусство представляет собой единство материального производства и духовной жизни. Оно пребывает в непосредственной связи с природной средой и со всей социальной практикой народных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни. Традиционное искусство обладает такими важнейшими свойствами, как синкретизм, коллективность, традиционность, преемственность, оптимизм, высокий нравственный императив.

Обитатель российских просторов извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. В связи с этим обратим внимание на мировоззренческие универсалии, о которых подробно пишет В.С. Стёпин. Приведем его слова: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.), формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем самым они определяют, какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь»[5].

Наличие этого социокода в произведениях народного художественного ремесла способствует формированию творческого отношения к миру, поддержанию определённого уровня духовной активности и духовного богатства на основе опыта, приобретённого человечеством и собственным народом в ходе его истории, помогает самостоятельному развитию человека в системе культуры, его историческому, непрерывно совершаемому самообновлению. Таким образом, традиционное прикладное искусство, несомненно, относится к разряду неизменных общечеловеческих ценностей. Каждый народ не только хранит свои исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Современные ученые недаром пишут о «мифологическом ренессансе». Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре говорит о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта, который перспективен к использованию в современных социокультурных и экономических условиях.

Человеку третьего тысячелетия традиции ценны сохранением и возможностью передать в будущее основы национального менталитета, этические и эстетические идеалы, народную художественную культуру, принципы этнопедагогики, пр. Нельзя не учитывать и роль народного художественного ремесла в поддержании очагов местной экономики, общекультурного уровня населения городов и деревень на общероссийском и евразийском пространстве.

Многие исследователи отмечают, что традиционная культура помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать те компоненты личности, отсутствие или слабое развитие которых всерьёз беспокоит современное ченловечество: творческое мышление, интуицию, уверенность в своих силах, самостоятельность в решениях, пр. Произведения традиционного прикладного искусства содержат знаковую систему, которая широко используется как исконный, но технологически обновленный язык, как визуальный ресурс актуализации общечеловеческого культурного наследия.

Россия и страны постсоветского пространства сохранили народное искусство, в том числе и народное художественное ремесло, для мировой культуры. В России пока еще можно найти почти полтора десятка направлений традиционного искусства, чего нет ни в одной из стран мира. Однако, государственная экономическая и культурная политика, с одной стороны, приводит к закрытию традиционных художественных производств (по имеющимся данным, только за 2009 г. закрылись около 50 организаций народных промыслов), с другой, ориентирует отечественные промыслы на сувенирный ширпотреб, что в условиях рынка стимулирует индустрию поделок и подделок под народное, предназначенных исключительно для развлечения туристов. Вследствие этого происходит вытеснение произведений народного художественного ремесла как духовно-ценностного феномена из жизненного пространства[6]. Преимущественное внимание к развитию туристической деятельности[7] оказывает негативное воздействие на развитие традиционного искусства, поскольку требования сувенирного производства выхолащивают духовное содержание из произведений народных мастеров и придают им характер не просто контрафактной продукции, но китчевых поделок. Недаром многие из них изготавливаются в Китае, но продаются туристам как изделия местного ремесла.

И здесь нельзя оставить без внимания географический фактор. Народное художественное ремесло обладает как общечеловеческими, так и локальными чертами. Свидетельством тому география самих центров народного художественного ремесла. Даже его классификация. В научной литературе принята классификация отраслей прикладного искусства по следующим признакам: материалу (дерево, камень, кость, глина, металл, текстиль), технике исполнения (резьба, роспись, ткачество, набойка, вышивка, лепка, литьё, плетение и т.д.), функции (сфере использования) предмета: утварь, мебель, костюм, средства передвижения, игрушки, т.п. Подобная классификация определена важной ролью конструктивно-технологического начала в данном виде искусства, его непосредственной связью с материальной сферой человеческой деятельности. Однако, история развития данного вида человеческого творчества показывает, что каждый центр располагается в определенной географической среде, в определенной местности и неизменно содержит некую духовную составляющую, придающую ему особый характер как важнейшему компоненту отечественной культуры. Значение местоположения для развития того или иного локального центра народного художественного ремесла пока еще остаётся неизученным. Отмечено только всегдашнее присутствие указания на место исторического его бытования в названиях самих видов традиционного прикладного искусства: вологодское кружево, ивановская строчка, северное ткачество, красносельская скань, ростовская финифть, федоскинская лаковая миниатюра, гжельская майолика, жостовский декоративный поднос, скопинская керамика, каргопольская игрушка, уральская лаковая живопись, т.д. А ведь традиционное прикладное искусство связано с природой, с её постоянством и цикличностью. Национальная природа есть не просто географическая или экологическая среда обитания или сырьё и материал для труда, но, по определению Г.Д. Гачева, «Природина народу, «скрижали завета», определённые письмена, которые Народ … рассчитывает в ходе истории, создавая культуру — как плод Труда, в котором реализуется деятельная любовь между народом и природой»[8].

Чаще всего объяснения наличию локальных центров народного художественного ремесла даются с позиций сугубо материалистических: здесь располагаются источники необходимого для данного художественного производства природного сырья; своё влияние оказывают условия ведения хозяйства (отсутствие плодородных почв, например). С нашей точки зрения, глубоко проанализированное И.Я. Богуславской явление локальных центров традиционного прикладного искусства включает в себя и некую духовную составляющую, определяемую не только тем, что произведения народного художественного гения есть слиянность материального и духовного.

Представляется, что в центрах народного художественного ремесла присутствует незримый источник этой духовной сущности, на который пока ещё почти никто из исследователей не обратил внимательного взора. А между тем понимание того, что есть некая сакральность в местах расположения традиционных художественных производств, присутствует интуитивно в умах самих народных художников. Примером может служить позиция федоскинских миниатюристов, которые приложили немало сил для того, чтобы не допустить глобальных изменений в природном окружении своего села, в его духовной атмосфере. Они в конце ХХ века пытались даже получить для своего села как центра первой русской лаковой миниатюры особый культурный статус, чтобы защитить местные ландшафты и самих себя как носителей особого духовного знания, преемников и передатчиков его новым поколениям живущих в селе и вне его. Говорили при этом и о том, чтобы их деятельность стала примером для художников-мастеров, работающих в других локальных центрах традиционного искусства.

Отмечено (правда, в редких исследованиях, а чаще в устной передаче), что отъезд народного мастера в другую местность неизбежно сказывается на произведениях того художественного ремесла, которым он владел ранее. Так, переехав в Санкт-Петербург или Якутию, холмогорские костерезы сохраняли технические приемы изготовления резных из кости изделий, но менялись формы, назначение, колористика, орнаментика тех бытовых вещей, которые они создавали. Местоположение продолжало оказывать своё влияние, и появлялось нечто новое, ранее не встречавшееся.

Косвенным показателем того, что некая сущность присутствует там, где располагаются центры народного художественного ремесла, являются изменения, происходящие с самими художниками, когда они по тем или иным причинам покидают родное село. У большинства из них меняется манера письма, а некоторые вообще теряют способность к творчеству. Имеются факты, когда художники-мастера, покинувшие пределы России, чтобы продолжить заниматься творчеством, должны были каждый год возвращаться в родные пенаты, дабы напитаться родным воздухом, зрительными впечатлениями и ещё чем-то родным, насущно необходимым, чему и не могли подобрать подходящего названия, но что очень близко русскому человеку; тем, что условно можно назвать «русским духом».

Нельзя, конечно, отрицать и влияние временных изменений. Это ярко проявляется в тех случаях (а они нередки), когда народы обращались к традиционной культуре — народному искусству — при возникновении опасности потери своей самобытности или даже существования на планете. Известны многие такие примеры.

Когда развитие капитализма оказало отрицательное влияние на прикладное искусство в целом и в воздухе витала идея «смерти искусства», уменьшилась социальная база ручного художественного труда, начала складываться художественная промышленность (термин появился в 1845 г.). В то время произведения традиционного прикладного искусства стали терять свой самобытный характер, не выдерживая конкуренции с промышленными изделиями. Тогда предметный мир, в котором жил человек, становится холодным, стандартизированным, бездуховным. В это время деятели культуры и искусства, пытаясь вернуть прикладное искусство в культурный текст европейских народов, обратились к народному художественному творчеству. Его влияние выразительно проявилось в художественном направлении романтизма, историзма, особенно модерна. Развитие капитализма не коснулось Востока, поэтому он рассматривался романтизмом как своеобразный резерв[9]. Формат статьи не позволяет подробно охарактеризовать опыт восточных стран, но его влияние учитывать необходимо по прецеденту.

Имеется пример и в России. Причем пример именно духовного воздействия произведений народного художественного ремесла на советского человека. Назовем лишь некоторые события. В 1930-е годы правительство советской России стало придавать особое значение развитию профессионального образования в сфере народного художественного ремесла. Сформировалась целая система профессиональных учебных заведений народных художественных промыслов. С началом Великой отечественной войны они были закрыты, но уже в 1943 г. специальным постановлением правительства их деятельность была возобновлена, а обучавшимся в них давали рабочие карточки. В 1960-е годы, когда быт претерпел существенные изменения вследствие появления стандартных коробок «хрущоб», стандартных мебельных «стенок», их обитатели стихийно обратились к произведениям народных художественных промыслов, неосознанно стремясь к возвращению ярких цветовых пятен для формирования оптимистичной предметно-пространственной среды.

В связи с этим представляется необходимым привлечь внимание к оптимизму, жизнерадостности произведений традиционного прикладного искусства. Их формы, колористика, тематика, комплектность способствуют формированию человекосообразной предметной и духовной среды обитания, благодаря чему складывается психически и физически здоровый человек. Особо следует упомянуть и технические приёмы исполнения изделий прикладного искусства, включающие развитие мелкой моторики пальцев рук. Забота о собственном здоровье, здоровье родных, близких, детей являет собой один из основных принципов традиционной культуры.

Подведём краткие итоги. Народное художественное ремесло (традиционное прикладное искусство) своими произведениями «вкладывает» в личность в сжатом виде всю ту культурную программу развития, которую человечество уже освоило. Тем самым человеку обеспечивается возможность движения вперед, опираясь на предшествующий опыт. На важность приобщения индивида к народной культуре в процессе становления, формирования менталитета личности, через призму нравственных общечеловеческих критериев указывали А.Н. Афанасьев, А.В. Бакушинский, В.И. Белов, Д.С. Лихачев, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, В.М. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и многие другие.

Традиционное прикладное искусство имеет своей главной особенностью проникновение во все сферы жизни социума, в нём синкретично сливаются материальная и духовная составляющие. Предметно-пространственнокружение, создаваемое народными мастерами, способствовало формированию творческой, самодеятельной, самодостаточной, здоровой, мудрой, социально активной личности. Одновременно оно предстаёт как созданная человеком информационная среда, т.е. мир предметов и явлений, являющихся знаками, в которых закодирована разнообразная информация.

Традиционная культура позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, сохранить психическое и физическое здоровье, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, уважение к труду, к старшим. В ходе занятий народными ремеслами происходит гармонизация социально-семейной среды, укрепляются отношения между поколениями. Обучение ремеслам и ручной художественный труд способствуют развитию творческого отношения к миру, поддержанию духовной активности и духовного богатства на основе опыта, приобретённого человечеством в целом и конкретным народом, в частности, в ходе его истории. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни евразийских народов на протяжении последних десятилетий. Она способствует развитию творческого отношения к миру, играет важную роль интегратора общества.

Нельзя не выделить отдельно благотворное воздействие занятий народных художественным ремеслом на представителей самого старшего поколения: благодаря ручному художественному труду, в частности, развитию мелкой моторики пальцев рук, пожилые люди приобретают возможность противостоять различным старческим явлениям (потере интереса к жизни, умственному старению, т.д.) и возвратиться к активной жизни в современном обществе.

Сегодня, когда народное художественное творчество переживает глубочайший кризис, сохранение духовной наполненности окружающего пространства становится важнейшей задачей развития национальной культуры России. В этом и видится сакральность центров народного художественного ремесла, их заветность, почитаемость, незыблемость, благородство и неприкосновенность.


 

[1] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с. — С. 103.

[2] Некрасова М.А. Спасти промыслы [Электронный ресурс] URL: http://www.ruskline.ru/analitika/ 2009/04/06/ spasti_narodnye_promysly/ (дата обращения 13.03.2011)

[3] Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

[4] Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. — М.: Советский художник, 1985. — 192 с., илл. C/ 43.

[5] Стёпин В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 16-26. — С. 18.

[6] Некрасова М.А. Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России [Электронный ресурс] URL: http://www.rodon.org/society (дата обращения 17.06.2011)

[7] Ассоциация НХП России сообщила о создании интернет-портала «Народные художественные промыслы России» как единой информационной системы для продвижения туристических услуг в местах традиционного бытования промыслов и реализации продукции промыслов.

[8] Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). / Г.Д. Гачев. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. С. 7.

[9] Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. — М., Искусство, 1981. С. 13.

 

 

В начало страницы