Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

 

Сакральная география как основа региональной экономики XXI века

 

Тюняев Андрей Александрович

член Российского философского общества РАН,

Русского географического общества,

Императорского православного палестинского общества,

академик Российской академии наук

Резюме

Инициированный Китаем Экономический пояс Шёлкового пути, развивается в рамках ШОС и уже объединяет Россию, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. Реализация Экономического пояса Шёлкового пути осуществляется по традиционным маршрутам, которые обеспечивают географические характеристики будущих магистралей и непосредственно экономические стороны проекта. Археологические данные являются прекрасным поставщиком туристических достопримечательностей, а также весомым и устойчивым маркером для принятия политически обусловленных экономических управленческих решений.

Ключевые слова: Экономический пояс Шёлковый путь, региональная экономика, управленческие решения, традиционный аспект, археологические маркеры.

 

Проведение экономических исследований, сопряжённых с погружением в традиционный проблематический аспект, становится предельно необходимым в свете современных геополитических реалий: Китай реализовывает сакральный глобальный экономический проект под названием «Экономический пояс Шёлкового пути» (далее – Шёлковый путь).

В настоящем исследовании вскрываются глубокие пласты традиционных резервов восточного региона России, расположенного по линии контакта с Китаем, сформированной обозначенным Шёлковым путём. Китай воспринимается как один из регионов, способных обеспечить обширные экономические связи для российских региональных экономик Сибири, Дальнего Востока, а также и Центральной России. Кроме этого сам проект «Шёлковый путь» выступает генератором вторичных экономических отношений со странами, вовлечённым в отдельные фрагменты этого проекта.

Автор исследует данную проблему с 2010 года, и за это время собрал и обобщил обширный фактологический материал, позволяющий установить традиционные пути экономических отношений восточного региона Евразии, а также экономические связи объятых этими путями территорий с контрагентами торговых отношений, расположенными в западной части материка.

На эту тему автором сделано несколько докладов на международных и всероссийских конференциях. В частности, в 2012 году в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева (Казахстан) [1] был сделан доклад «Тюркский северо-западный этап Северного торгового пути (по комплексным данным археологии, антропологи и генетики)». И уже в 2013 году Китай выдвинул новую инициативу – создание Экономического пояса Шелкового пути. Причём презентация состоялась 7 сентября 2013 года в ходе официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан.

Лидер Китая выступил с лекцией в «Назарбаев-Университете». А 29 ноября конкретной проработкой экономического пояса занялась ШОС. В Ташкенте состоялось 13-е совещание глав правительств стран-участниц организации, где были обсуждены разные аспекты транспортного сотрудничества. В этом совещании впервые приняли участие представители стран Центральной и Восточной Европы. По результатам совещания был утвержден план сотрудничества на ближайшие пять лет, и был рассмотрен проект Межправительственного соглашения о создании благоприятных условий для международных автоперевозок.

В 2013 году в китайском Сиане (провинция Шэньси) прошёл очередной международный Евразийский экономический форум, на котором была подчёркнута необходимость активизации инвестиционного сотрудничества, а также была поставлена задача переориентировать инвестиционные потоки. Если на Западе сказывается дефицит инвестиций, в азиатском регионе наоборот, наблюдается их переизбыток.

Традиционной базой для переформатирования инвестиций являются сформированные тысячелетиями экономические отношения. Они временами прерывались в силу политических причин, но, имея, в том числе и глубокий сакральный смысл, всякий раз возобновлялись – в силу неугасающих экономических потребностей. В своём исследовании мы реконструировали отдельные участки торговых путей – тех, которые сегодня будут положены в основу Экономического пояса Шёлкового пути. Как показывают наши исследования, традиции этой экономической сплочённости уходят своими корнями в эпоху бронзы.

Возникшие в неолите-бронзе торговые отношения в железном веке оформились в прекрасно функционировавший Северный торговый путь, который пролегал с запад на восток через всю Евразию и уходил многочисленными радиальными маршрутами во все стороны света. Горизонтальная его часть на западе доходила Англии, на востоке – Дальнего Востока и Китая. В узловых местах и в местах удобных переходов сложились свои, оригинальные маршруты. К Северному торговому пути были подключены все восточные и южные цивилизации, такие как Шумер и Вавилон, Египет, Греция, Рим Элам, Индия и Китай.

 

Рис. 1. Система основных торговых путей Евразии, сложившаяся на континенте, начиная с 7-го тысячелетия до н.э., по 12-й век и далее.

Весь Северный торговый путь можно разбить на несколько временных и территориальных зон. Самым удалённым восточным участком торговли являлась Сина – Юго-Восточная Азия (современный Китай, Вьетнам и т.п.).

Во 3 – 2-м тыс. до н. э. по Северному торговому пути шла обширная торговля нефритом. Он добывался в Бадахшане (Северный Афганистан) и оттуда тремя потоками расходился по всему миру. Южный торговый путь вёл в Индию и Шумер. Восточный – пролегал по северной окантовке современной Монголии, уходил прямо на восток, а далее на юг – по Южному Китаю.

Третий путь – северо-западный – связывал два вышеназванных участка воедино и уходил по Северо-Восточному и Северному Казахстану на запад. Он начинался от Горно-Алтайска и шёл в широкой полосе, с севера – на Омск, Пермь, а с юга – через оз. Жайсан, на оз. Балхаш, г. Караганда, г. Астана, г. Костанай, г. Рудный, г. Актобе. Здесь торговый путь выходил на просторы Русской равнины, миновал Казань, Нижний Новгород, Владимир и доходил до Москвы. Далее одно ответвление уходило на север – в сторону Иваново, Ярославля и Вологды, другое на юг – в сторону Одессы и земель Германии.

К 1-му тыс. до н. э. Северный торговый путь представлял собой уже вполне сложившееся торгово-транспортное явление. По нему, раньше, чем образовался Великий шёлковый путь, двинулись первые изделия из шёлка. Северный путь обеспечивал шёлком даже Европу – уже в 6-м веке до н. э. модницы будущего Кёльна щеголяли в шёлковых нарядах. Во времена скифов, то есть в 1-м тыс. до н.э. по Северному торговому пути стали перевозиться изделия из шёлка. «В скифских курганах Алтая 6 – 5 вв. до н.э. встречаются китайские и индийские шелка» [2]. И в западных землях скифов, по имеющимся на сегодня археологическим данным, шёлковые ткани появляются с средины 1-го тыс. до н. э.: в Баварии (6 – 5 вв. до н.э.); в Македонии (первая половина 4-го в. до н.э.) [3].

Этот, самый ранний, Северный шёлковый путь начинался в западных землях скифов – Северном Причерноморье. Далее шёл через Дон и Воронежские земли, через Нижнее и Среднее Поволжье, огибал Каспий с северной стороны, через Южное Приуралье, Казахстан и Среднюю Азию заканчивался в восточных землях скифов [4]. Находки остатков шёлковых тканей, маркирующие Северный шёлковый путь этого времени, обнаружены не только в погребении в Керчи (1 в. н.э.) [5], или в Соколовой могиле на Южном Буге (I в. н.э.) [6], но и в сарматском погребении у села Мариенталь в Нижнем Поволжье (2 – 3 вв. н.э.) [7]. Эти находки позволили более уверенно говорить о существовании Северного шёлкового пути [8].

Помимо шёлка известны находки зеркал типа «итицзы» с надписями, производились они и в 1-м в. до н.э. Зеркала обнаружены у хутора Виноградный (на Нижнем Дону), у села Старая Полтавка (в Нижнем Поволжье), на Кубани (у станицы Казанской), в селе Кондинское Шатровского района Курганской области, в кургане 27 могильника Кайрагач (Западная Фергана, конец I-го – начало 2-го в. н.э. [9]), в курганах у села Лебедевка Уральской области и Темясовских курганов Башкортостана (позднесарматская культура, 2 – 3 вв. н.э. [10]).

На территориях от Казахстана до современного юга Дальнего Востока России функционировал мощный торговый стол. Центром являлся обширный регион, охватывающий земли от Центрального и Восточного Казахстана до Западного Алтая [11].

Новый Шёлковый путь – это стратегический проект, объявленный по китайской инициативе. Но в ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, состоявшегося 8 – 10 мая 2015 года для участия в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, был подписан ряд документов, направленных на укрепление практического сотрудничества между Россией и Китаем, включая ряд документов по концепции Экономического пояса Шёлкового пути [12].

Перспективность Нового Шёлкового пути обуславливается складывающимися мировыми тенденциями. Первая из них касается ситуации, когда в условиях кризисного и посткризисного мира страны восточного региона постепенно укрепляются в роли основных движителей не только своего региона, но и мировой экономики (БРИКС). Россия здесь – естественный и традиционный лидер на евразийском пространстве. Китай – страна, претендующая на лидерство в азиатском мире. И Пекин заинтересован в стабильной Евразии и готов способствовать развитию данного региона.

Вторая тенденция – появление новых мировых лидеров – способствует становлению новых центров экономического развития, на которые и происходит сдвиг мирового влияния – от кризисного Запада к динамичному Востоку. Третья тенденция – активизация регионального сотрудничества – является закономерной реакцией на смену изменяющегося миропорядка. Уничтожение панамериканской централизованности отзывается более тесными интеграционными процессами в регионах. На этой основе происходит формирование новых и укрепление старых региональных экономических связей. Эти процессы, в свою очередь, заставляют говорить о создании новых валютных союзов и требуют новых экономических управленческих решений. Четвертая тенденция – экономическая интеграция Евразийского региона, которая неизбежна и носит необратимый характер.

Цели проекта нового Шёлкового пути определяются весьма чётко. Это строительство транспортных магистралей. Проект предполагает, помимо улучшения существующих магистралей, строительство новых дорог с использованием инновационных технологий. Такое строительство даст толчок развитию сопутствующей инфраструктуры. Вдоль новых скоростных дорог появятся новые региональные центры, расширится потенциал логистики, получит новое развитие туристический потенциал, будет открыто много новых рабочих мест. Это в свою очередь, поспособствует реальной диверсификации и децентрализации экономики и полноценному развитию регионов.

Транспортное и инфраструктурное развитие неизбежно расширит потенциал сотрудничества в сфере торговли, обеспечивая выгоду Китаю как крупнейшему мировому производителю. Однако новый Шёлковый путь – это не только проекты, связывающие страны региона с Россией (или с Китаем). Шелковый путь свяжет друг с другом разные страны Евразии, а также укрепит региональное сотрудничество.

В рамках ШОС уже давно успешно реализуется проект коридора, который объединит Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. На Южном Кавказе, где уже завершено строительство железнодорожной магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс, имеющей стратегическое значение. Инициатива Китая определенно представляет большой интерес для Казахстана. Неоднократно в пользу воссоздания Великого Шелкового пути высказывался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Таким образом, реализация Экономического пояса Шёлкового пути осуществляется по традиционным маршрутам, которые обеспечивают не только географические характеристики будущих магистралей, но и непосредственно экономические стороны проекта. Археологические данные являются прекрасным поставщиком туристических достопримечательностей, ярким демонстратором сакральных особенностей географии торговых путей, а также весомым и устойчивым маркером для принятия политически обусловленных экономических управленческих решений.

Литература:

  1. Тюняев А.А., Тюркский северо-западный этап Северного торгового пути (по комплексным данным археологии, антропологи и генетики) // Сборник материалов Международной конференции «Проблемы этнической истории тюркского населения Западной Сибири». Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. – Казахстан. – 14 декабря. – 2012.

  2. Глушкова Т.Н. Археологический текстиль как источник по реконструкции древнего ткачества Западной Сибири, Автореферат, 2004.

  3. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шелковом пути (шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая), Автореф. дис. докт. ист. наук. Л., 1989. С. 11.

  4. Скрипкин А.С. Великий шёлковый путь в истории Юга России (Ч. 1), 1994.

  5. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М.: Наука, 1988. - С. 351 – 391. С. 371.

  6. Ковпаненко Г.Т. Сарматское погребение I в. н.э. на Южном Буге. Киев: Наукова думка, 1986. С. 126-139.

  7. Пшеничнюк А.X., Рязанов М.Ш. Темясовские курганы позднесарматского времени на юго-востоке Башкирии // Древности Южного Урала. Уфа, 1976. С. 68.

  8. Гугуев В., Равич И., Трейстер М. Ханьские зеркала и их реплики на территории Юго-Восточной Европы // Бюллетень музея металла. Вып. 16 (на английском языке). Япония, 1991. С. 11.

  9. Литвинский Б.А. Орудия труда и утварь из могильников Западной Ферганы. М.: Главная редакция восточной литературы, 1978. с. 102 – 104, табл. 25-1.

  10. Пшеничнюк А.X., Рязанов М.Ш. Указ. соч. с. 136, 140.

  11. Тюняев А.А., Древние торговые пути Урало-Поволжья по комплексным данным археологии, антропологии, генетики и мифологии // Этносы и культура Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. – Уфа: ИЭИ УНЦ РАН. –.2010. – С. 194 – 200.

  12. Маринин А., МИД КНР: Си Цзиньпин во время визита в Москву наградит российских ветеранов // ТАСС: Международная панорама. – Пекин. – 2015. – 4 мая, 11:33 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1947549

 

 

В начало страницы