Сакральная География

НА ГЛАВНУЮ

 

Научный совет по Географии при Президиуме СПб Научного центра Российской Академии Наук (РАН),

Санкт-Петербургская Епархия,

Комиссия научного туризма СПБ РГО

Факультет Географии РГПУ им. Герцена, 

Кафедра страноведения и международного туризма СПбГУ,

Факультет естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина

 НИИ географии, экологии и природопользования ЛГУ им. А.С. Пушкина,

Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС,

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики

Смольный институт Российской Академии Образования

УДК 911.531

Ал.А. Григорьев

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА КАК ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

 

                                                 Что свято?... То, что связует много душ.

                                                          

                                                                                  Иоганн В. фон Гете (1749-1832 гг.), поэт,

                                                                                                             

                                                                             мыслитель, естествоиспытатель.

 

Вступление. Священные места  (почитаемые, святые места, святыни) встречаются на территории всей планеты [3-5,10,20-22]. Они входят в категорию объектов Наследия, в том числе памятников ЮНЕСКО и в то же время занимают среди них особую  нишу. Целью статьи является определение понятие «Священные места» (а оно трактуется автором в отличие от обычно употребляемого в более широком смысле), их классификация, возникновение, информативность как объекта Наследия, значение для народов и для государств.

Подход к определению священных мест. Священные места это места, которым мы поклоняемся. И поэтому они являются особыми, редкими и даже уникальными. Святыни нельзя смешивать с наиболее выразительными, красивыми “уголками” Земли. Они имеют и общее и различное. Общее как раз и видится в их уникальности. Главное же, что их различает – природные и  рукотворные (природно-рукотворные) святыни это такие места на Земле, с которыми он связан духовно. И еще: люди поклонялись камню не потому, что он камень, а потому что он священный. Эти слова выдающегося современного философа Мирча Элиаде  [19], по-моему, позволяют еще четче  выделить священные места среди других уникальных феноменов.

Святыни весьма не одинаковы, не похожи друг на друга. Это может быть  «дикий» камень – какой-нибудь валун или храм на берегу реки; какое-либо дерево или поле сражения, на котором была пролита кровь предков. Какие же места можно отнести к священным, и почему у людей возникает мироощущение такого места – об этом и пойдет речь в этом разделе. Однако сначала остановимся на корне слова святой.

Исследователи корня слов святая, святой, святое свят   (филологи И.А. Летова, В.Н.Топоров, О.М.Фрейденберг) пришли к выводу, что он связан с древними (языческими) представлениями славян о покровительстве свыше над теми или иными местами или явлениями. Более того, слово святой родственно греческому слову, обозначавшему вещи, явления (предметы), связанные с космосом, с верховными силами  (например, бог-дерево, бог-местность).


В ведущих религиях мира свет, даруемый людям Солнцем, рассматривается как главное жизненное начало. Ведь и сама жизнь есть противоборство света и тьмы (последняя олицетворяет смерть). Солнце (как главный источник света) считается светом Будды, глазом Вселенной для индусов, всевидящим и всезнающим глазом Аллаха для мусульман, символом праведности для христиан [22] (рис.1).  

 

Рис.1. Солнце: Илл. к стихотворению  «Солнце» в гостях у Маяковского. Худ. Д. Бурлюк.  (Нью-Йорк. 1925).

 

Интересно, что только у русских в настоящее время корень слова святой (свят) практически совпадает со словом свет. Свет у славян и русских во всех своих значениях, так или иначе, восходит к Солнцу, как его главному источнику. Понятия же святой (святое, святая) или священное также связаны с высшим проявлением  «небесных» сил на Земле, с Солнцем.

Выдающийся философ и религиозный мыслитель П. Флоренский приравнивал свет к Богу, как высшему началу на Земле: «Бог есть свет, и это не в смысле нравоучительном, а как суждение восприятия… славы Божией: созерцая ее, мы зрим единый, непрерывный неделимый свет» [17]. По его мнению, свет есть полная противоположность тьмы: «Свет есть свет беспримесный, чистый свет, в коем «несть тьмы ни единыя».

Интересны конкретные наблюдения, доказывающую несомненную связь святости с белым цветом [16]. Так, в частности, Белое море вероятнее всего названо таким образом не только и не просто  за удивительную красоту белого, молочного цвета своих вод (а зимой снежно-ледового покрова). Белый цвет у славянских и других северных народов с давних пор считался признаком святости, необыкновенной запредельности  (рис.2)

 

 

Рис.2. Белое море. У Соловецких островов. Худ. М. Нестеров: «Молчание».1903 г.

 

Особенно сказанное относилось к водным объектам – рекам, озерам, причем независимо от цвета их вод. - Которые уже по своей «водной» основе всегда выделялись среди прочих и чаще других назывались святыми. Те же из них, которых еще отличала и белизна вод, выделялись в наибольшей степени. Они ставились уже в ряд не просто физически, материально, но и, в высшей степени, духовно примечательных мест.

Священные, они же святые, места и отличаются от всех прочих своей связью со Светом, Солнцем, неким высшим началом для жизни. Именно там, на них происходят чудесные видения, знамения, просто чудеса в обыденной жизни (не связываемые с теми или иными религиозными представлениями). У человека, верящего в исключительную особенность таких мест и находящегося на них, происходит озарение (а это опять Свет).

Священные места в системе святынь. Наряду с религиозной трактовкой понятий святой, святая и святыни [18]  встречается и другая – гражданская. Согласно ей  “святое” это что-то самое дорогое, заветное, сокровенное. Именно такой широкий взгляд на понятие “святое” отражает также мнение некоторых известных философов и писателей. Попробуем оттолкнуться от их взглядов и также шире посмотреть на родственное понятие – “святыни”.

Начнем наше сравнительное рассмотрение с представлений  А.С.Пушкина. В стихотворении «Два чувства» поэт называет святыми пепелище и отеческие гробы. Впрочем, ясно, что и сама земля, их природное окружение для него столь же священны. Именно так он относился к ландшафту, природному уголку на Псковщине, землям своих предков. Там для поэта свято было все: и лес, и речка, и поля.

Философ П.Флоренский под святынями понимал “то, что находится над обычным, естественным, обыденным” [17]. Иначе говоря, это нечто необыкновенное, возвышенное. Из этого следует, что один из видов святынь – природные феномены являются не просто красивыми местами  (а такие можно найти в любом районе Земли). К ним  могут быть отнесены такие природные  (и природно-рукотворные) уголки Земли, не обязательно самые фотогеничные, более того, совсем не зрительно выразительные, но обязательно возвышающие человека духовно.

Очень точно подметил еще одну особенность святынь, объединяющую людей в духовном плане, писатель и философ И.В.Гете: “Что свято?  - задает И.В. Гете вопрос в одном двустишии и отвечает: "То, что связует много душ". С ним соглашается другой философ Г.В.Ф. Гегель, который и приводит слова Гете  [2].  И в самом деле, Ганг или Волга – святыни для всех индусов или россиян, они в их душах, даже тех из них, кто не побывал на берегах этих рек.

Еще одну важную черту святынь подмечает филолог и этнограф-путешественник В.И. Даль: “ святыни это что кому свято, чему поклоняемся, чтим нерушимо” [9].  Священные места не только  нечто возвышенное, существующее в нашем сознании, в наших душах. Это также и реальные, земные явления, которым мы поклоняемся, предмет высшего почитания. Из сказанного вытекает, что к святыням относятся только такие уголки Земли, которые оказали большое влияние на человека, которые  озарили его, помогли  (оберегли) или даже защитили.

Писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» определенно связывает понятие святыня с местом рождения, с Родиной. По его мнению, русский поймет европейца за своего человека, если тот поймет и полюбит его святыни: “Полюби сперва святыню мою, почти ты то, что я чту,  тогда ты точно таков как я”  [10].

Конечно, природные святыни не просто некие достопримечательности природы, а рукотворные (природно-рукотворные) святыни не только некие феномены сотворчества рук человека и природы. Ими могут быть совсем не притязательные в этом отношении места. - То есть не самые выразительные в зрительном ряду и не самые значительные и интересные в геологическом, биологическом, архитектурном и других смыслах. Для  русских они будут одни, для арабов – другие, для каждого народа свои.

Следует  заметить, что природа всегда играла важную роль в жизни людей и народа в целом. Вспомним размышления историка В.О. Ключевского о роли природной обстановки в формировании Русского государства  [11]. Одним из первых он заметил большую роль в жизни нашего многонационального народа, образования Руси трех природных стихий – леса, степи и рек. Этот взгляд историка во многом современен. Он помогает понять и сущность природных святынь. Это такие природные уголки в лесах, степях или на берегах рек, которые в прошлом оказали особые услуги русскому народу.  В одних случаях они дороги уже потому, что сама природа помогла выстоять россиянам, устоять от врага. Так в ХХ веке случилось на Волге, которая послужила преградой для фашистов.

В других случаях такие особые земли священны потому, что они служили местом ссылки или добровольного уединения, бегства от мирской суеты, притеснений, несправедливости, в том числе на Соловки и Алтай (и там, и там расположены объекты наследия ЮНЕСКО). Наконец, есть места, с которыми связаны судьбы великих граждан той или иной страны или даже мира (в России, например – Петра Первого – а без него трудно представить окрестности Санкт-Петербурга).

По мнению нашего современника географа и историка  Л.Н. Гумилева,   русский народ  (этнос) возник как своеобразная органическая составляющая ландшафта Русской равнины  [8]. -  Причем природный ландшафт оказал существенно большее влияние на образование народа, чем социальные причины. Если прислушаться к мнению Л.Н. Гумилева, тогда природные святыни и будут соответствовать важным, даже ключевым моментам в жизни народа (и не только, разумеется, русского или россиянина) в определенных местах его проживания.

Согласно философу Мирча Элиаде люди примитивного общества отождествляли священное с могуществом [19]. Не отсюда ли и в святынях люди и сейчас черпают свои силы? Во всяком случае, в России россияне, сражаясь за Волгу, за священные города, в том числе за Ленинград, ощущали необыкновенный прилив сил.

Так же как и более широкое понятие “святыня”, понятия  природные  и рукотворные (природно-рукотворные)  священные места не могут быть связаны и объяснены только религиозными представлениями. Вместе с тем религиозные представления, несомненно, весьма существенны в формировании понятия святыни. И не случайно, ведь поклонение наших предков начиналось именно с Земли, с могил предков.

Нужно также заметить, что понятие  «священное»  может быть связано с такими разными понятиями как Религия и Культура. Поэтому все рассматриваемые в статье  священные места могут быть связаны как с верой, религией  (в том числе с православной церковью), так и с историей, культурой. В связи с этим интересны размышления философа Н. Бердяева:  «Существует не только священное предание церкви, но и священное предание культуры… Культура произошла из культа. В культе же всегда есть связь живых и умерших, настоящего и прошедшего…И культура получила в наследие от культа… почитание могильных плит и памятников, это поддержание священной связи времен»  [1].

Происхождение священных мест и их экологическая обусловленность. Святыни появились в глубокой древности. С языческих времен люди верили в могущественные силы природы, в сверхъестественные, божественные силы, которые ими управляли. И поэтому реальные объекты их веры, камни ли, деревья ли, несомненно, и стали одними из тех, которым люди поклонялись. Постепенно к святыням стали причислять все, что, так или иначе, связано с событиями “священной” истории, Однако ближе к нашему времени святынями стали называть и не обязательно объекты или явления, связанные с культовыми, религиозными событиями, обрядами.

И все же большинство (если не все) священных мест древности возникло отнюдь не только из-за поклонения божествам, духам, а, прежде всего, вследствие естественных потребностей человека в ориентировании в пространстве и во времени. Эти умения были жизненно необходимы человеку – как пища и вода, которые, кстати, он не мог в должной мере без них получить. Без знаний и умений в этом человеку угрожали всевозможные опасности (голод, стихийные и другие природные бедствия, враги).

Древнейшие места ориентирования по Солнцу - мегалиты, лабиринты, мегалитические храмы практически сразу же становились священными, поскольку с их помощью получались необходимые знания.   – Таков новый, географо-экологический подход к пониманию сакрализации географического пространства, основанный на полевых исследованиях (в том числе астроархеологических), предложенной Г.Н. Параниной и Л.С. Марсадоловым [12,14], развиваемый также автором [5-7].  Сакрализация пространства в древности происходила, прежде всего, в местах, выбранных для ориентирования. Таким образом, она была экологически обусловлена.

Каждодневные заботы о добывании пищи охотой, рыболовством, собирательством, выбор места для благоприятного безопасного проживания, а позднее  для земледелия. - Умения читать признаки надвигающихся природных явлений, представления о смежных территориях, других народах, о возможных путях передвижения в более безопасные, благоприятные районы – все это требовало совершенных знаний о местоположении в пространстве и во времени.

Естественные (природные) и рукотворные феномены, которые помогали получить и закреплять полученные знания, становились не просто необходимыми для жизнедеятельности. Они были своего рода «ключами» для существования и потому тщательно оберегались, становились сакральными. Такие знания становились уделом избранных.

Стоит заметить, что места  или центры ориентирования (а в древности это мог быть мегалит, лабиринт, а позднее на их месте храмы) и в самом деле несли людям свет – свет знаний, полученных с помощью света от Солнца (в процессе ориентирования на местности).(Поэтому близость слов свет и свят, по крайней мере, в русском языке, это не игра слов. Между ними – глубинная связь. Примером может служить Круг Бродгара  – кольцо из менгиров диаметром 104 м, которое согласно легендам называлось Храмом Солнца  (рис.3). Этот кромлех – неолитическое сооружение, построенное  в период 2000-2500 л. до н.э., включено в Список ЮНЕСКО (Памятники неолита на Оркнейских островах).

Сознательно или бессознательно священные места, связывались с высшими, непонятными силами, духами, божествами, «навечно» закреплялись в сознании, обрастали всевозможными легендами. Со временем были изобретены другие способы ориентирования в пространстве и во времени. Однако подобные знания всегда были уделом немногих. Знания о сакральных местах, оторванные от их первичного использования, тем не менее, сохранились в памяти народа, вошли в культуру [14]. Во многом этому способствовало «наследование» священных мест.

 

File:Ring of Brodgar 6.jpg

 

Рис.2. Круг Бродгара – древний Храм Солнца. Оркнейские острова. http://wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Ring_of_Brodgar_6.

 

Классификация священных мест.    Их можно разделить на две большие группы: 1.природные  и 2. рукотворные. В первую группу входят деревья, камни, родники (ключи), холмы (горы), реки, озера. Ко второй группе священных мест принадлежат места сражений и, особенно, великих битв, ландшафты, “отмеченные”  храмами, бастионы  (крепости) на берегах рек, озер, ландшафты “отмеченные” церквями, монастырями, просто крестами, некоторые старинные усадебные или дворцово-парковые ансамбли [5,6,7].  У рукотворных святынь и природное окружение и архитектурные  (инженерные)  сооружения взаимно дополняют друг друга.. Поэтому рукотворные священные места можно также именовать и природно-рукотворными, подчеркивая их неразрывную связь с природным окружением.

Следует отметить, что грань между собственно природными и рукотворными святынями иногда хрупка, прозрачна. В самом деле, Волга, великая река России, или Ганг, великая река Индии, во многом потому священны, что с ними связано множество важнейших исторических, культурных и религиозных событий в жизни народов, живущих по берегам и притокам этих рек, более того, этих государств  в целом.

Священные места можно также разделить на несколько групп в зависимости от их значимости. Одни из них являются таковыми для небольшого круга людей. Это, например, какой-нибудь родник с целительной водой, который посещают жители одной или нескольких близлежащих деревень. Следующие группы особо почитаемых священных мест – локальной и региональной значимости. Речь идет о таких феноменах, о которых знают жители какой-либо местности или (соответственно) какого-либо большого района, края. Святыни более высокого ранга – национальные. К ним принадлежат такие феномены, которые одинаково дороги жителям самых разных районов России или любой другой страны. Наконец на Земле есть природные уголки, которые имеют вненациональное, мировое значение. К ним,  несомненно, можно отнести реку Иордан, озеро Байкал или гору Фудзияма и  гору Арарат.

kilimandgaro-01

 

Рис.3. Священная гора Килиманджаро (Танзания-Кения, объект ЮНЕСКО) http://phototravelguide.ru/

 

Святыни мирового уровня также входят и в Список Наследия ЮНЕСКО (в том числе и упомянутые Байкал и Фудзияма), но далеко не всегда. – Иногда явно по политическим соображениям. Такова всемирно известная гора Арарат (территория Турции), священный символ Армении. Иногда - из-за сильной освоенности территории, как например, р. Иордан и р. Волга, святыни (соответственно) для Израиля (и далеко не только для него) и России. Впрочем, отдельные объекты на берегах обеих рек являются памятниками ЮНЕСКО.

Священные места весьма разновозрастные. Среди них есть возникшие в наше время, уже в ХХ веке, и такие, которые образовались несколько тысячелетий назад. Несомненно, природные почитаемые феномены должны быть древнее рукотворных. Природно-рукотворные святыни – “сплав” рукотворных сооружений (храмов, крепостей, городов…)  с ландшафтом, с землей, сыгравших большую роль в жизни людей, иногда в критические моменты их жизни. Возраст некоторых из них – до нескольких тысяч лет. Однако большинство наиболее древних языческих сакральных мест в настоящее время все же перестали быть объектами поклонения.

В заключение этого раздела подчеркнем уже упомянутое ранее – все священные места подразделяются на религиозные святыни и святыни нашей культуры. Причем вторые, казалось бы, не имеющие никакого отношения к религии, ассоциативно в людском сознании сравниваются с первыми и воспринимаются так же как нечто высшее, исключительное и даже божественное. Вспомним, как приезжие из далеких мест, которые впервые увидели дворцово-парковые ансамбля Петергофа, Пушкина или Павловска в окрестностях Санкт-Петербурга (объекты ЮНЕСКО) иногда называют увиденное божественным творением.

Распространение и «энергетика» священных мест. В каждой стране мира, а точнее, на территории проживания того или иного народа, священные места обладают своими особенностями и в то же время некоторыми общими чертами со странами-соседями. Объясняется это природной обстановкой и особенностями историко-культурного развития каждой из стран. Так, повсеместно к священным феноменам относят различные водные объекты: реки, источники, озера. В ряде равнинных стран  реки  издавна были главными организующими звеньями, как в природном, так и в социальном отношениях. Именно они, главные артерии страны, почитались как священные места. Вспомним Нил, Волгу, Ганг  (рис.3).

В горных странах к самым почитаемым местам относят выдающиеся горы, реже целые хребты. Это не удивительно, поскольку жизнь горных народов во многом подчинена именно горам, которые дают людям все необходимое, достаточно вспомнить такие горы, как Фудзияма в Японии (объект ЮНЕСКО) и Килиманджаро  в Кении на границе с Танзанией (национальный парк Килиманджаро – объект ЮНЕСКО), гору Кайлас в Тибете (пока еще не входящую в Список ЮНЕСКО). Несомненно, что к священным люди, прежде всего, относят места, поразившие их своим величием, проявлением могучих сил и энергии.

В странах Европы, территория которых подвергалась воздействию либо древних ледников, надвигавшихся с севера, либо, скорее, океана (идут споры), среди священных феноменов немало валунов – окатанных камней, принесенных из скалистой Скандинавии. Такие валуны, почитаемые до сих пор, можно встретить в Дании, Швеции, Польше, России. В России среди священных природных мест первенствуют ключи  (родники). Они дают возможность людям «прикоснуться» к одной из самых почитаемых основ жизни – чистой воде. И хотя территория России отнюдь не пустыня и на большой площади изобилует реками и озерами, именно ключи у нас особенно почитаемы.

От страны к стране изменяется  и отношение людей к деревьям, что определяется географическими особенностями их распространения, различием природных особенностей на территории разных государств и, конечно, национальными особенностями восприятия тех или иных деревьев. Так в лесостепной Украине среди почитаемых деревьев первенствуют дубы, а в таежных ландшафтах севера европейской России – ели и сосны.

http://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/008490/thm/8490494.jpg

Рис.4. Волга – священная река. «Над вечным покоем». Худ. И. Левитан.

 

Историко-культурное и религиозное развитие страны неотрывны от природы ее территории. В силу этого формирующееся геокультурное и места поклонения в его пределах специфичны в пределах каждого государства, а также распространения того или иного этноса. В Англии среди древних священных мест особенно много холмов-курганов. В большинстве своем это места древних кельтских захоронений и еще более древних мегалитических сооружений. Среди них выделяется Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет, Стоунхендж (памятник ЮНЕСКО) и холм Силбери-хилл в Уилтшире,  (входит в объект ЮНЕСКО Неолитический комплекс Эйвбери).

В России немало «уголков», почитаемых потому, что там пролилась кровь ее жителей, которые защищали свою землю от врагов-пришельцев. Особенно памятны, например, места былых сражений во время Второй мировой войны, называемой в России Великой Отечественной.

В разных странах мира особым уважением пользуются отдельные руководители государств, которые сыграли выдающуюся роль в процветании своего государства, в защите его от врагов. В России это Петр Первый, называемый также Петром Великим. В Англии это Уинстон Черчилль. У шведов это Карл ХΙΙ. Во Франции это Шарль де Голль. Места, связанные с их жизнью, деяниями, в каждой из этих стран почитают. В России, например не счесть дубов, под которыми якобы отдыхал или которые посадил Петр Первый.

В США в  скалах Черных гор (Блэк Хилс) в штате Вайоминг, на священном месте индейцев, были вырублены (на горе Рашмор)  огромные лики президентов страны. И хотя роль  их в истории страны весьма не одинакова, вместе взятые они сделали это место знаковым для американцев (это Национальный монумент США). А они, как известно,  в большей мере, чем жители многих других государств, гордятся тем,   что являются гражданами своей страны.

Специфической особенностью государств, в которых господствовала коммунистическая идеология, является распространение почитаемых мест, связанных с ее вождями, с событиями коммунистической истории. В Китае, например, это места проживания или каких-либо важных моментов в жизни и деятельности китайского вождя Мао-Цзе-дуна. В России до сих почитаются «уголки» земли, овеянные  воспоминаниями о великом основателе и руководителе советского государства В.И. Ленине. Мавзолей с телом В.И. Ленина – часть ансамбля Кремля и  Красной площади Москвы (объект ЮНЕСКО).

Большое распространение во всех странах мира имеют религиозные святыни. Их характер меняется в зависимости от религиозных воззрений населения. У многих народов Сибири, Севера Европейской части России среди почитаемых мест наблюдаются различные природные феномены – камни, пещеры, скалы, к которым приурочены языческие святыни  северных народов России. Тибет  это земля монастырей, по количеству которых и по значению среди других священных феноменов он не сопоставим ни с одним районом мира. Ансамбль дворца Потала в Лхасе – главного религиозного центра ламаистов Тибета входит в Список ЮНЕСКО. Среди религиозных священных мест в Индии господствуют места, связанные с буддизмом и индуизмом, в России – с православием и исламом, во Франции – с католицизмом.

Как уже говорилось, важнейшее свойство священных мест это чудеса. Наука не всегда дает ответ на их происхождение. Тем не менее, именно из-за чудесных явлений, происходящих на священных местах, их  иногда причисляют к своеобразным энергетическим центрам планеты. Исследователями не традиционной науки, прежде всего физиками и химиками, в местах расположения некоторых священных мест зафиксировано (методом биолокации) наличие некоего энергетического поля. Оно было обнаружено на о. Валаам на Ладожском озере  (Предварительный Список ЮНЕСКО), а также в Сергиевым Посаде под Москвой, где расположена Троице-Сергиева Лавра (объект ЮНЕСКО). Аналогичные аномалии выявлены и в ряде священных мест на территории Англии, в частности в районе Стоунхенджа  (объект ЮНЕСКО) (рис.5).

http://civilka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Stonehenge_3.jpg

Рис. 5. Древнейшая мегалитическая обсерватория и одновременно святилище Стоунендж. Англия. http://civilka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Stonehenge_3.jpg

 

Ряду священных мест, как известно, присущ эффект исцеления. Такое воздействие оказывают на людей некоторые священные камни, деревья, источники. Широко известно также, что отдельные природно-рукотворные феномены оказывают воздействие на психику людей:  просветляющее или, наоборот, угнетающее. К ним принадлежат, в частности пирамиды в Египте (памятник ЮНЕСКО).

Замечу также, что в России установлена связь некоторых почитаемых мест разного масштаба – от отдельных церквей до городов - с трещинами в горных породах  (разломами горных пород). Через трещины может осуществляться подток к поверхности земли глубинных подземных вод, в том числе и термальных (нагретых), и обогащенных редкими химическими элементами. Через них также может происходить выделение в атмосферу различных газов.

Примером глубинного воздействия, недр земли, на формирование священного места может служить Дельфийский оракул   в Греции (комплекс храмов в Дельфах - объект ЮНЕСКО). Как сейчас установлено, действительно именно в районе Дельфийского оракула  в то время, в течение  нескольких сотен лет по трещинам горных пород происходило излияние подземных газов (этана, метана и этилена, следы которых были обнаружены в известковом туфе непосредственно под святилищем).

С позиции традиционных наук научных объяснений воздействия священных мест на человека нет. Можно только предположить направление этого влияния на психику, на душу человека.

Эволюция природных и рукотворных святынь. Священные места – составная часть природно-исторических территорий, геокультурного пространства. Для каждой такой территории свойственны свои составляющие, то есть те природные элементы, которые значимы для жизнедеятельности людей, и специфические культурные элементы, отвечающие уровню культурного развития и освоения местности. Природно-историческая территория изменяется со временем и каждому его отрезку, исторической эпохе, свойственен свой элемент геокультурного пространства.

Сказанное в равной степени относится  к природным и к рукотворным святыням. Такие места являются особенно чувствительными ко всем “идеологическим” изменениям в обществе. Поэтому, как правило, новая религия, новое культурно-историческое сознание всегда отрицало старое.

На месте каменных знаков (в том числе менгиров) на дорогах устанавливались часовни. Там, где были языческие святилища, после их разрушения по всей Европе сооружались, христианские храмы. Так произошло, например, на языческом сакральном месте, на острове Коневец, на Ладоге.  На месте уникальных разрушенных древних мегалитических святилищ на островах Белого моря и Ладожского озера воздвигнуты (соответственно) комплексы сооружений Соловецкого (объект ЮНЕСКО) и Валаамского монастырей (Валаамский архипелаг – в Предварительном Списке ЮНЕСКО).

Огромный насыпной холм Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет – одно из почитаемых христианских мест в Англии. Согласно христианской легенде в нем спрятана чаша Св. Грааля, из которой по преданиям пил Иисус Христос во время Тайной Вечери [13]. Одновременно этот холм фигурирует в мифах кельтов. У них, в дохристианский период, он также был священным местом.

В бывшем СССР такая традиция – разрушения старых священных мест и наследованиях их новыми символами существовала и в советское время. В Мурманске на одном из плато на месте древнего языческого святилища и одновременно одного из центров древнего ориентирования, от которого сохранились отдельные самые крупные мегалиты – сейды, сооружен огромный современный мегалит. - Над Мурманском возвышается железобетонный памятник воинам-защитникам города. Таким образом, память о священности самого места  передается «по наследству».

На  территории Франции соборами  и церквями отмечена линия нулевого (Парижского) меридиана, вдоль которого они построены. В церкви Сен-Сюльпи в Париже сохранился гномон – в виде   размеченной делениями  медной полоски. На нее, ориентированную с юга на север, попадал солнечный луч, фиксация  которого позволяла определять суточное и годовое время. На месте храма в X веке находилась часовня, она же была возведена на месте мегалитического святилища и одновременно – центра ориентирования [6]. Целая сеть подобных линий, ориентированных по странам света и значимым направлениям солнцестояния, связывающая сакральные места и одновременно центры древнего ориентирования (мегалиты, на месте которых ныне находятся храмы), выявляется и на Русской равнине [7].

Заключение. Таким образом, понятие  «священное» может быть связано, во-первых, с такими разными понятиями, как Религия и Культура. Во-вторых, для всех святынь характерна их экологическая зависимость, а для религиозных – и экологическая обусловленность  генезиса. Отметим наиболее важные аспекты священных мест как таковых и их исследования.

Устремления людей обращены не столько к религиозным, сколько к священным местам нашей Культуры.  Одни из них – личные, известные только одному или нескольким людям  (говоря словами философа Мирча Элиаде – это «места его личной Вселенной»), другие – общенародные. И те, и другие связываются в душах россиян с понятием Родина.

Святыни являются своеобразными энергетическими, духовными центрами Земли, сила воздействия которых на людей имеет природное начало  (впрочем, во многом еще не объяснимое). Они относятся к высшим духовным ценностям человечества. Сказанное убеждает в особой уникальности священных мест, которые являются важнейшими ключевыми духовными и одновременно материальными центрами планеты. Многие священные места являются важнейшими составляющими Всемирного наследия (рис.6). Разные феномены такого рода несут сведения о различных сторонах событий и явлений истории Земли и человечества. Святыни разного возраста отображают состояние геокультурного  (или природно-исторического)  пространства на определенном историческом этапе, являясь его памятными местами.

http://www.smileplanet.ru/upload/resize_cache/hl-photo/1b8/092/720_400_1/cerkov_pokrova_na_nerli_25.jpg

Рис. 6. Храм на Нерли. Россия. Памятник Всемирного Наследия. http://www.smileplanet.ru/upload/resize_cache/hl-photo/1b8/092/720_400_1/cerkov_pokrova_na_nerli_25.jpg

 

Значимыми для любого государства являются все святыни – любого вида и возраста, в том числе доисторические – петроглифы, мегалиты.- Это и духовное и материальное историко-культурное богатство страны. Священные места могут быть никак не связаны с проживающими ныне народами, однако именно они имеют вненациональное и даже мировое значение. К сожалению, в отличие, например, от Великобритании, в России мегалитам Севера  ее Европейской части, Урала, Дальнего Востока не уделяется почти никакого внимания.

Священные места, как сверхценные феномены для человечества в целом и для отдельного человека, являются не просто вехами его культурного развития. Носители памяти о прошлом, они представляют собой своеобразные ориентиры в духовной жизни человека. Глубокое значение святынь состоит в том, что они привязывают народы к определенной территории, отдельных людей к своей Малой Родине. Они важны для осознания идентичности личности, этнической группы, народа, «привязывая» их к земле. В этом отношении для России показателен опыт соседней Монголии. – Исследование, систематизация и охрана священных мест в этой стране происходит на государственном уровне, под эгидой Министерства Культуры, Образования и Науки [23]. Впрочем, и в России их изучение  - составная часть концепции обучения основам страноведения  в Санкт-Петербургском университете [5,15]. Однако этого явно недостаточно.

Выявление и сохранение священных мест имеет  явную экологическую направленность. – Оно важно для сохранения разнообразия природных и культурных ресурсов – необходимого условия развития социума. Следует согласиться с проф. К.М. Петровым, что Культура (и таким образом – Наследие – Ал.Г.) играет существенную роль в сохранении социума, поддержании среды обитания благоприятной для жизни. Добавлю, что особенно значима  при этом роль священных мест как «квинтэссенции»  памятников Наследия.

Литература

1. Бердяев Н. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л.: Лениздат,1991. С.45-67.

2.Гегель Г. В.Ф. Эстетика // Собр. соч. Т.3. М., 1971.

3.Григорьев Ал. А. Священные места планеты. СПб. Изд. АССПИН, 2003. 365 с.

4.Григорьев Ал. Священные места России (2-е изд.). СПб.: ВВМ, 2004. 369 с.

5.Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. СПб.: Каф.    страноведения и междун. туризма СПб ГУ. Изд. 2-ое, 2010.  368 с.

6..Григорьев Ал. А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина Г.Н., Севастьянов Д.В. Древнее Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013.  152 с.

7.Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. СПб.: Астерион, 2012.130 с.

8.Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства: легенда о государстве пресвитера Иоанна, М. 1970. 250 с.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.-СПб. 1881-1882.

10..Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука,1981.

11.Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. М. 1956, т.1. 340 с.

12. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Салбыкский археологический комплекс как объект природного и культурного наследия // Известия РГО, Т.143, вып.2.2011. С.79-90

13.О' Нейл. Р. Таинственный мир (пер. с англ.). Н. Новгород,1995. 456 с.

14.Паранина Г.Н. Свет в лабиринте. Географическое пространство, время, информация. СПб.: Астерион, 2010.  130 с

        15.Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: Академия. 2008, 256 с.

16. Теребихин Н.М. Лукоморье. Архангельск: Поморский ун-т,1999. 367 с.

17.Флоренский П. Небесные знамения  (размышления о символике цветов) // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Наука, 1996. С.46-67.

18.Черемин Н.Б. «Светское» и «священное» // Пути России: ценности и святыни. СПб. – Н. Новгород: Наука,1995.С.34-46.

19.Элиаде М. Священное и мирское (пер. с француз.) М.: Изд. МГУ, 1995. 234 с.

20.Michell J. The Earth Spirit. It ways, shrines and mysteries. N-Y, 1975. 356 p.

21.Molyneau[ B.L. The  Sacred Earth. MacMillan a. Duncan Baird Publ. London,1995. 346 p.

22.Wightman B.A. Sacred landscapes and the phenomenon of light // The Geograph. Review. V. 86. N. 1. 1996. P.56-67.

23. Urtnasan N. Sacred sites and their role in conservation of cultural and biological diversity in Mongolia // Mongoliana. The Information Guide for Mongolia. Guide to Tourism, Culture, History.2010. P.67-75. www. Ub-Mongolia.Mn.

 

 

 

Автор: Григорьев Алексей Алексеевич, доктор географ. наук, проф. каф. страноведения и международного туризма СПбГУ.  Электр.почта: neva8137@mail.ru

 

 

В начало страницы