Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

Реконструкция ритуалов народа манси в историко-этнографическом парке "Земля Предков".

Слепухин Алексей,

путешественник, врач,

действительный член Русского Географического Общества

директор Команды Искателей Приключений

Бердюгина Наталья, врач,

действительный член Русского Географического Общества

заместитель директора  Команды Искателей Приключений

 

На севере нашей области (преимущественно в Ивдельском районе) проживает ныне немногочисленная группа свердловскихманси. Их осталось около 130 человек. Это очень мало. В современных условиях проживание манси в традиционных таёжных поселках (пауль или точнее павыл) становится всё более затруднительным. В поисках лучшей жизни молодёжь устремляется поближе городам и большим посёлкам, где можно найти хоть какую-то работу. Да и семью создать проще – свадьбы большая редкость для манси. А уж уговорить современную девушку поехать жить в таёжную деревню задача почти невыполнимая. Манси старшего поколения остаются на привычных охотничьих угодьях, в родных условиях. Город для них всё равно остаётся чуждой средой. И, несмотря на очевидную тяжесть лесной жизни, постоянную финансовую зависимость, отсутствие медицинской помощи, нелёгких дороги, манси не хотят покидать эти глуховатые таёжные уголки. За двенадцать лет исследований многие наши информанты умерли. Почти никого не осталось на реках Пелым, Вижай, Тошемка, да и в небольших северных посёлках население резко поубавилось. Вспоминая каждого из манси, в памяти перебираешь частые встречи, рассказы о былых временах, легендах, интересных людях, от встречи с которыми остаются тёплые впечатления.

   Многие из них постарались рассказать и даже показать разные любопытные моменты своей таёжной жизни. В результате чего у нас появилась возможность даже отчасти реконструировать некоторые ритуалы манси у себя, в историко-этнографическом парке "Земля Предков". Дабы впоследствии часть из них демонстрировать посетителям этнопарка, а порой даже и проводить мастер-классы для наших гостей.

   Ещё зимой 2010 года мы впервые узнали, что современные манси, как и их предки, продолжают заниматься металлургией. Правда, уже в "урезанном варианте". Они отливают небольшие фигурки тотемных зверей и зверей, на которых продолжают охотиться. Так в течение последних лет мы познакомились с их традицией изготавливать отливки "на охотничью удачу". Многие наши информанты (Владимир Хандыбин, Николай Дунаев, Пётр Пакин), хоть и не сразу, но  помогли нам в этом. Во время нескольких встреч зимних и летних экспедиций 2010-2014 годов в мансийские посёлки они рассказали и даже продемонстрировали, как изготавливают формы (часть из них сделана прямо при нас!), как происходит отливка фигурок. После этих встреч выяснилось, что часть отливок манси делают даже с монетами, которые заливаютметаллом (ныне чаще всего отливки делают из свинца). Монеты же манси берут из старых прикладов (подношений, подарков) пупыхам (идолам). Тем самым заливаемые в фигурки монеты, взятые из священных фетишей, превращают простую отливку в новое дорогое подношение богам или духам с целью гарантии удачной охоты. В этом мы убедились во время беседы с Владимиром Хандыбиным, который и рассказал нам, что после трёх неудачных охотничьих попыток добыть зверя (лося), четвёртая оказалась удачной после того, как им и была сделана такая отливка (с монетой из пупыха).

Владимир Хандыбин отливает фигурку лося                        Форма и фигурки лосей

                              (Экспедиция к манси, июнь 2013 г., пос. Хорпия, Ивдельский р-н)    

Пётр Николаевич Пакин вырезает форму для отливок    Пётр Николаевич с сыном Михаилом отливает

                                                                                                  фигурки рыбы и собаки

                                 (Экспедиция к манси, июнь 2013 г., Пома-павыл, Ивдельский р-н)

  Все формы (а они вырезаны, в основном, из дерева), изготовленные манси для нас, а также и двусторонняя форма для отливки лося от Никиты Курикова, попали в нашу коллекцию и сейчас демонстрируются в экспозиции этнопарка"Земля Предков". Кроме самих форм мы показываем и сами отливки, например, три свинцовые фигурки лосих (приклад из Суй-ват-павыла) или фигурку лосихи из листовой меди (судьба и предназначение этой фигурки остаются загадкой и по сей день….).

 Реконструкция ритуала отливок "на охоничью удачу"                 Отливки - "медведи"

(Этнопарк "Земля Предков")

   Для привлечения внимания к любопытному ритуалу манси, бытующего и по сей день, гостям этнопарка мы предлагаем сделать свои отливки "на охотничью удачу". Правда, наши формы сделаны из гипса и полимерной глины для многократного использования.

  Именно этот ритуал манси позволяет нам лишний раз напомнить посетителям парка, насколько древнее ремесло металлургов, и как оно сохраняется у одного из коренных уральских народов.

   Во время зимней мансийской экспедиции 2012 года нам передали один интересный артефакт – бусы из щучьих позвонков, нанизанных на леску. Количество "бусинок"-позвонков– сто одиннадцать штук. Как выяснилось позднее (во время консультации с сотрудником ИЭРиЖУрО РАН А.Некрасовым) в этих оригинальных бусах были использованы позвонки одного размера от нескольких щук. В течение нескольких последующих встреч, расспросов и консультаций с манси разных родов мы пришли к выводу, что данные бусы имели какое-то ритуальное предназначение. Но вот какого именно ритуала наши информанты не стали рассказывать. Возможно, что во время других встреч, бесед удастся приблизиться к этой разгадке.

   У себя же в этнопарке мы стали также изготавливать (вываривать, обрабатывать и собирать) щучьи и налимьи позвонки для браслетов и бус.

  Помимо этого мы решили расширить свою собственную программу "Легенды и мифы народа манси", включив в неё рассказ-легенду о том, как щука обрела голову. Во время этого повествования экскурсантам демонстрируется и сами кости из головы щуки, иллюстрирующие древний миф о щуке.

Набор костей из головы щуки     Артефакт –бусы из позвонковщук        Браслеты из позвонков щук

Реконструкция                              (Урай-павыл, поселение Куриковых)        Реконструкция

 

   Весной 2015 года в этнопарке появилась мансийскаяхлебопечка – нянь-кур. Это традиционная таёжная печь, схожая с азиатским тандыром, позволила нам приблизиться к ещё одному интересному ритуалу манси (изготовление няь-уй), который удачно удалось реконструировать. О нянь-уй, хлебных зверьках или печенье, мы нашли упоминание в работах финского исследователя АрттуриКаннисто и уникального этнографа Валерия Николаевича Чернецова.

Нянь-кур – хлебопечка                Работа с нянь-кур                                    Нянь-уй–хлебные зверьки

(Этнопарк "Земля Предков")

   Таких хлебных зверьков (или печенье из ржаного теста) в форме лося, оленя, рябчика манси подносили в берестяных коробках для угощения духа медведя во время проведения медвежьего праздника. Этот давний ритуал сейчас редко соблюдается в мансийских поселениях – наши информанты не подтвердили изготовление "хлебных зверьков" в качестве подношений Хозяину леса. Возможно, что этот ритуал уже забыт ими.

  А вот в условиях работы этнопарка мы предлагаем гостям изготовить своего ритуального зверька, правда, познакомиться с нашими нянь-уй. И это занятие неизменно привлекает интерес и любопытство посетителей.

   Так древний ритуал манси удачно удалось реконструировать этнопарке "Земля Предков"

Во время ежегодного проведения Школы Юного Туриста (ШЮТ) в июне 2015 года мы впервые попытались организовать театр берестяных мансийских кукол. Причем сами юные туристы рисовали и вырезали фигурки животных из бересты для разных сказок. Конечно, фигурки получились своеобразные – порой несоответствие размеров персонажа с лихвой компенсировалось азартом процесса изготовления и участия самого ребёнка. Отрадно было наблюдать за тем, как ребятишки обсуждают своих персонажей.

Театр берестяных кукол. Представление мансийских сказок. Этнопарк "Земля Предков".

   А вот сами театральные постановки получились несколько скованными. Но это был первый и их, и наш опыт в этом любопытном деле. Надеемся, что и в дальнейшем такие постановки театра берестяных кукол смогут привлечь внимание юных путешественников, а заодно и проиллюстрируют жизнь, нравы и культуру манси.

Так у нас появилось несколько новых исследовательских направлений, которые позволяют нам соприкоснуться с ритуалами манси, а для посетителей этнопарка, приезжающих познакомиться с нашей музейной коллекцией и культурой лесного народа, узнать побольше о ритуалах манси, и поучаствовать в некоторых мастер-классах.

Литература:

1.  Каннисто А. Статьи по искусству обскихугров//Издательство Томского университета. – Томск. – 1999. С.5-6

2. Чернецов В.Н. Источники по этнографии народов Западной Сибири//Издательство Томского университета. – Томск. – 1987. С.216

3. Архив туристической компании "Команда Искателей Приключений". Фото – А.Слепухин, Н.Бердюгина.

 

 

 

 

 

 

В начало страницы