Русское Географическое общество

Вотто-Ваара

2012 г.

 
 

 
 

 Главная

Планируемые Экспедиции О Комиссии

Наши Проекты

Твоя экспедиция Публикации Видео Фото Галереи    
 

Пресса и ТВ о Комиссии

Прошедшие Экспедиции О Снаряжении Наши Проблемы

Наши Партнеры

Персоналии

Архив сайта

Новости Контакты  
 
Научный туризм -что это?
Рекомендуемое снаряжение

Что может Комиссия

История РГО

Объявления

Полезные советы
Вредные советы
Полезные ссылки
Афоризмы
 
Выступая с речью на открытии XIV съезда РГО Председатель Правительства РФ В.В.Путин призвал Русское географическое общество содействовать развитию туризма в стране

 

17-18 ноября 2009 г.

в Москве

Внеочередной

XIII съезд Русского географического общества избрал Президентом Общества

Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации

Сергея Кужугетовича Шойгу

 

Цель проводимых мероприятий

комиссии:

укрепление связей народов России, ближнего и дальнего зарубежья через развитие различных видов туризма, привлечении частных лиц и организаций к участию в научно исследовательской работе Русского Географического общества

 

 

 

Вотто-Ваара.

К вопросу о переводе названия горы на современный русский язык.

 

Странная у нас в этнографической «науке» бытует традиция.

Во всех непонятных топонимах - названиях местности северо-запада и севера европейской России, непременно искать угро-финские корни, и азартно, не считаясь со здравым смыслом,  переводить их на современный понятийный русский язык, тем самым искажая в корне не только саму суть топонимов, но и через эти искажения историю края.

Цель этой псевдонаучно подтасовки запредельно проста.

Надо показать, что земли северо-восточной Европы изначально были отнюдь не славянскими, а финскими или «родственными» им саамскими племенами, окончательно захваченными славянами в IX веке у ослабевших угро-финских соседей. А раз так, то кто тут коренное население?

Возрождается старая песня об оккупантах, потеснивших коренные народы на принадлежащих им по «праву» просторах северо-востока Европы.

 

Простите, но на каком основании делаются такие выводы?

 

Разберем, для примера, название, ставшей с недавних пор своего рода Меккой для эзотерического туризма горы «ВОТТО-ВААРА», водораздельного кряжа в центре современной Карелии.

 

Заглянем, как это сейчас принято, во «всемирную информационную паутину» - Интернет.

Откроем для начала всезнающую «Википедию», что в ней?

«Во́ттова́ара» — скальный массив Западно-Карельской возвышенности на территории Суккозерского сельского поселения в юго-восточной части Муезерского района центральной части Республики Карелии России.

Расположена в 20 км юго-восточнее посёлка Суккозеро, в 35 северо-восточнее посёлка Гимолы и в 40 км к юго-западу от крупного озера (водохранилища) Сегозеро» и много всяческой в том же духе полезной информации. (1) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F2%F2%EE%E2%E0%E0%F0%E0)

 

А на запрос в поисковиках - «Вотто-Ваара», получим наиболее часто встречаемые ответы:

1. «В Карелии есть замечательная, необычная гора – Вотто-Ваара.

Это священная гора саамов и карел».

2. «На ней находятся десятки сейдов, мегалитов».

3. «Вотто-Ваара (Смерть-гора) вошла в список самых необычных мест России и мира».(2) (http://yandex.ru/yandsearch?clid=2148308&win=162&from=chromesearch&text=%D0%92%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B0%D1%80%D0%B0)

Давайте по возможности беспристрастно посмотрим, где тут правда, а где вымысел.

 

Начнем с названия горы «Вотто-Ваара», трактуемое как синоним «Смерть гора». Утверждающие это явно путают «божий дар» с «яичницей».

Вот что говорит по этому поводу известный краевед Сергей Симонян, которому по праву принадлежит честь открытия на плато Вотто-Ваара различных мегалитических сооружений.

«Вотто-Ваара - это высота с отметкой 417 метров, а "Смерть гора" - это высота 264,9, что в пяти километрах юго-восточнее». В статье «НЛО и тайны горы «Вотто-Ваара» (Комсомольская правда, 30 апреля 2003 г.) Сергей Симонян пишет, что «второе название - "Смерть гора", данное Вотто-Ваара местными жителями из-за культовых жертвоприношений, которые когда-то здесь совершались» - «это очередной бред». (3)

«Понятие "Смерть гора" или "Сопка смерти"» - пишет С. Симонян – «в действительности связаны с высотой 264,9 и событиями, которые на ней происходили в конце июля 1942 года, а именно 12-часовой бой, гибель более ста партизан и командира бригады И.А.Григорьева».

«Отсюда и первое название "Сопка смерти"».

«В пятидесятых годах в районе высоты 264,9 велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан. Среди прочего военного снаряжения, найденного у погибших, был и миномет. Так появилось второе название "Минометная скала", которое, однако, вскоре вытеснило другое название "Смерть гора", также данное местными жителями из-за большого количества погибших партизан, которых находили и находят, по сей день, на высоте 264,9 и в ее окрестностях». С. М. Симонян «Мифы и реальность горы Вотто-Ваара»). (4) (http://lah.ru/text/simonyan/voto.htm)
 

Итак, вывод первый: «Вотто-Ваара» – это отнюдь не «Смерть гора», а совершенно разные географические объекты.

 

Разберемся теперь с этимологией этого слова. Что пишут по поводу смыслового названия горы «Вотто-Ваара» на лингво форумах?

 

Для примера. Некий знаток наречий «Маати» считает, что ее «название происходит с кильдинского диалекта саамов, что означает то ли "Песчаная гора поросшая лесом" или "Гора поросшая лесом с берлогой"  - кильдинский диалект ВУАДТ – берлога  и ВУОТС – песок». (5) (http://lingvoforum.net/index.php?topic=49281.0) 

Для справки: «Вотто-Ваара» представляет собой скальный кряж высотой до 417 метров, вытянутый в субмеридианальном направлении на 7 км, сложенный ятулийскими кварцитами и кварцито - песчаниками, разбитый многочисленными разломами» и, вследствие этого, никоим образом не тянущий на поросший лесом бархан, иначе – «Песчаную гору поросшую лесом" или "Гору поросшую лесом с берлогой". Лес на этом плато довольно таки хилый, что связано, как отсутствием нормального слоя почвы на скалах, так и постоянными сильными ветрами, обусловленными длиной и высотой самой горы (мои прим.).

Далее «Маати» пишет – «Но надо учесть, что язык саамов, кто обитал когда-то в окрестностях Вотто-Ваары, нам неизвестен. Можно только строить догадки». (Запомните это, мое прим.) «Мне кажется, - пишет дальше «Маати», что расстояние от, когда существовавшего саамского диалекта до северо-саамского, представленном в kotus.fi намного больше, чем до бабинского или кильдинского диалектов».  

И далее – «В эстонском есть vööt -полоса. Может как-то связано ? Есть в карельском (или саамском) подобное слово?».

Забавно, логика как в примере «в огороде бузина, а в Киеве дядька», не правда ли?

 

«Маати» изо всех сил пытается притянуть название «Вотто-Ваара», обязательно к какому ни будь угро-финскому диалекту, ибо, по его мнению «Русское заимствование: ВОДТЕ – водить, сводить и образованное от него: ВОДТЕДТЕ – бывать, посещать не подходят для наименования горы по той причине, что в те времена, когда давали это название русских, скорее всего поблизости не было», а вот саамы, бесспорно, обитали, хотя как он сам указывает ранее - «…надо учесть, что язык саамов, кто обитал когда-то в окрестностях Воттоваары, нам неизвестен. Можно только строить догадки».

Впрочем, любому здравомыслящему человеку, а не только лингвисту видно, что ВОДТЕДТЕ или ВОДТЕ, все-таки более близки к ВОТТО, чем приводимые «Маати» ВУАДТ – берлога  и ВУОТС песок.

А искать потаенный смысл во всех словах, начинающиеся на «ВО» или на «В» на кильдинском, бабинском, саамском, эстонском, … наконец, почему бы не языке племени кечуа, или наречиях североамериканских индейцев?

Сравните еще раз: ВОТТО и ВУАД или ВОТТО И ВУОТС…. Без комментариев.

 

А вот альтернативная точка зрения на форуме (6) http://vk.com/topic-3498789_21442986

Автор - Георгий Сафронов

«Нами проанализированы два литературных источника в поисках возможной расшифровки названия плоскогорья – «Воттоваара». 
Согласно «Словаря карельского языка» слово «Воттуа» в виде вспомогательной формы глагола входит в словосочетания, обозначающие временные процессы. 
Это такие формы как «повременить», «подождать», «время не ждет».
В свою очередь, согласно «Толкового словаря Даля», – «Вотты» это архаическое название на древнекарельском языке норвежских меховых рукавиц. 
Если синтезировать эти понятия, то можно получить форму, обозначающую место, где в теплом меховом убежище сохраняются временные процессы, возможно, в некоем заторможенном состоянии».
 

Там же автор - Павел Ском

«Финский знаю свободно, его несколько диалектов и немного карельский, еще немного шведский и норвежский.
С финского название переводится только как VAARA - гора или опасность, обычно как гора. 
Вотто - не переводится вообще никак. 
Была у меня попытка привязать от генетива через Водан, ибо ВоданВаара 
сказать невозможно, можно лишь ВоттоВаара.
Потом как всегда перевели с санскрита, ибо масса карельских топонимов переводится именно с этого нашего древнего языка. 

ВатарВаара - гора ветров. 
Ватар - ветер на санскрите. 
Вара – Гара - Гора, мы сами часто говорим Гара, а не Гора. 
Ниже Воттоваары течет речка Тяжа (протяженная) и впадает в ВелясЯрви. 
Ярви - озеро. Веляс - Велес. väläsjarvi. 
К слову сказать, в матрице финского языка масса слов именно с украинского говора, например Sipuli (лук) – Цибуля
».
 

А что по этому поводу говорят профессиональные историки, такие как С.В. Жарникова, посвятившая годы расшифровке северных топонимов.

С.В. Жарникова замечает, что она не первая обратила внимание на сходство северных топонимов с каким-то протославянским языком.

«Академик Соболевский еще в 20-е годы писал, говорит С.В Жарникова, что «…подавляющее большинство названий рек и озер русского Севера происходит из какого-то индоевропейского языка, который я, до подыскания более подходящего термина, именую скифским». 
Тогдашняя наука обвинила академика в маразме. (7) (http://slawa.su/lichnocni/zharnikova-svetlana-vasilevna/238-drevnie-tajny-russkogo-severa-zharnikova-sv.html) 

«Однако, - говорит С.В. Жарникова, - в 1960-е годы появилась работа шведского исследователя Гюнтера Йохансона, которого трудно обвинить в симпатии к славянам и русским в частности». «Гюнтер Йохансон, проанализировав топонимию всего севера Европы, пришел к выводу, что все местные названия имеют в своей основе индоиранскую основу».

«Тогда еще не могло прийти в голову, что все было наоборот — индоиранские языки имеют северорусское основание». 

«Топоним «Вотто-Ваара – действительно состоит из двух слов с языка близкого к санскриту», говорит С.В. Жарникова. «Вот переводится именно как Ветер, а Вара толкуется как ограждение, защита, город, крепость, вара – гара – гора, поскольку крепости было принято строить на возвышенностях». 

«То есть Вотто-Ваара означает дословно либо Ветра гора, либо Крепость Ветра, либо Город Ветра».
 

Добавлю, что в северорусских наречиях слово ВАРАКА означает именно гору, холм или сопку. Вероятно, что изначальное название горы Вотто-Ваара имело произношение  Вото-Вара» или Вото-Варака», искаженное впоследствии с позиции особенностей карельского или финского языков.

Название кряжа «Вотто-Ваара», перекликается с названием другого не менее известного кряжа «Ветреный пояс», находящегося на той же широте, но расположенного восточнее Архангельской области, представляющего из себя цепь вершин высотой до 300 м. протянувшихся примерно на 200 км. от реки Нюхча до реки Онега.

И на Вотто-Ваара и на Ветреном поясе постоянно дуют ветра, за их вершины часто цепляются облака, пускаются вниз густые туманы.

 

Вывод второй: Расшифровка названия горы «ВОТТО-ВААРА», с позиции здравого смысла, вероятнее всего означает именно «Гора Ветра» или, исходя из понимания древними людьми гор, как мест проживания богов, а ветер одно из божественных проявлений, «ВОТТО-ВААРА» в более прямом смысле «Обитель Ветра».

 

Следует отметить, что для расшифровки исторических топонимов нужно руководствоваться не современными картографическими изданиями, а картами и описаниями местности Генерального Штаба Российской Империи, где они даны в изначальной транскрипции без поздних искажений и переименований.

Сравните для примера изначальное название высочайшей горы Уральского хребта «Нарада», с современным «Народная». Есть разница?
 

Как мы уже показали, название горы имеет в своей корневой и смысловой основе язык, близкий к санскриту или иным древнеславянским наречиям. То есть к ее названию ни саамы, ни прочие шведы не имеют никакого отношения.

Поставим теперь окончательные точки над «и» в утверждении, что это - священная гора саамов и карел".

 

Что говорят о Вотто-Ваара саамские и карельские легенды и сказания?
Ровным счётом ничего, поскольку выводы о ее гипотетической принадлежности к культам саамов или карел были сделаны после открытия на ней в 1978—1979 годах краеведом из посёлка Суккозеро С. М. Симоняном неизвестных ранее широкой общественности примитивных мегалитических сложений.

Посетивши Воттоваару позднее, в 1990 году, по приглашению С.М. Симоняна археологи М.М. Шахнович и И.С. Манюхин, поначалу сделали вывод об их культовом предназначении и принадлежности культуре древних саамов, опровергнутый ими же, в частности М.М. Шахновичем впоследствии. (М.М. Шахнович - Отзыв на отчет «Обследование горы Воттоваара в Муезерском р-не РК» авторы - Н.В. Лобанова, М.Г. Косменко). (8) (http://rudocs.exdat.com/docs/index-195372.html)

 В 1996 году в опубликованной статье М.М. Шахновича, являющейся докладом на конференции в г. Вологде в 1994 г., указывалось, что «чем больше погружаешься в рассматриваемую проблематику, тем увереннее склоняешься в сторону суждения о непричастности лопарского населения к созданию данных святилищ». (Шахнович, 1996. С.138). (8) (http://rudocs.exdat.com/docs/index-195372.html)

«Данный тезис впоследствии был развит в статьях 2003, 2006 гг. (Шахнович, 2003; 2006)». (8) (http://rudocs.exdat.com/docs/index-195372.html)

«В последней моей работе о «лопи и лопарских памятниках» в Западной и Северной Карелии прямо указывается на отсутствие сегодня археологических объектов в этом регионе, которые точно можно было связать с саамами (Шахнович, 2007)» (8) (http://rudocs.exdat.com/docs/index-195372.html)

 

Итак, согласно доводам археологов никаких следов саамов ни на горе, ни под горой этими и другими археологами до сих пор не обнаружено, впрочем, как и следов саамов по всей Карелии.
 

Вывод: утверждения о некоем саамском или протосаамском культурном наследии Карелии, как и утверждение, что саамы ее коренное население фактически высосаны из пальца отдельными археологами, подкармливаемыми грантами наших северных соседей по феноскандии - норвежцами, шведами, финнами.

Наши северные партнеры, уничтожая и всячески угнетая саамское население на протяжении веков, в конце 19 века внезапно, исключительно из человеколюбия, осознали, что саамы тоже люди, дали им гражданские права, привилегии в краю обитания, чуть ли не автономию. Несомненно, это связано как с общей гуманизацией в мировоззрении людей, так и с изменением различных политических векторов и течений.

Проявив человеколюбие к саамам (что, несомненно, выше всяких похвал), наши северные соседи стали таким образом преследовать и далеко идущие интересы, основанные на спекуляции по защите экологии, прав и интересов так называемого коренного или автохтонного населения Кольского полуострова и Карелии от русских варваров.

Смысл этого движения вокруг саамов состоит в далеко старых геополитических интересах длящихся не одно столетие и имеющих целью отрыв этих земель от России.

 

Здесь возникает вполне резонный вопрос, откуда появились саамы на севере феноскандии. Ответ, как ни странно лежит на поверхности.

Все дело в самих саамах и их соседях. Известно, что более сильные и агрессивные племена захватывают наиболее лучшие угодья, вытесняя слабых соседей на периферию.

Саамы именно такой слабый и малочисленный народ, не имевший традиции государственности, предпочитавший войнам добровольный уход подальше от притеснителей в глухие места, которыми всегда был Север.

Здесь простая аналогия с нашими Староверами и Старообрядцами, уходившими от притеснений, возникших в свете никонианской реформы православия, подальше от агрессивного власти, на Север, за Урал, в Сибирь.

По последним работам исследователей, следует, что саамы появились в так называемой Русской Лапландии не ранее 1 тысячелетия до нашей эры, постепенно вытесненные туда более сильными племенами из-за Урала.
 

Вышедший, вслед за посещением археологов Вотто-Ваары ряд публикаций по мегалитическим сложениям, которые они просто обязаны были сделать, отрабатывая гранты стран Баренц Региона - (норвежцев, шведов, финнов…) спровоцировал подогреваемый разными силами интерес к Вотто-Вааре уже со стороны различных мистических и квазинаучных течений.

Впрочем, мнение среди карельских археологов о мегалитах явно Воото-Ваары неоднозначно. 

Например, М. Г. Косменко и Н. В. Лобанова считают, что большая часть их носит естественное происхождение, другая часть новоделы последнего времени, сооружённые для мистификации или просто на память о посещении горы. При этом исследователи указывают, что синхронные поселения каменного века в окрестностях горы, или каких-либо другие материальные следы «древнего саамского населения» в настоящее время не известны.
 

Вывод третий: К древнему саамскому и карельскому населению мегалитические сложения на Воотоваре никакого отношения не имеют, поскольку на горе и рядом с ней полностью отсутствующих следы какой бы ни было материальной культуры. К тому же ни сама Вотто-Ваара, ни объекты, находящиеся на ней, никак не отмечены в традициях народов Карелии.
 

Рассмотрим следующее утверждение - "На ней находятся десятки сейдов, мегалитов".

Для начала сошлемся опять-таки на М. Г. Косменко и Н. В. Лобанову утверждающих, что большая часть их носит естественное происхождение, другая часть новоделы последнего времени, сооружённые для мистификации или просто на память о посещении горы. 

Несомненно, в части мегалитических сложений они правы. 
Есть среди них и явно природного происхождения, и более поздние сооруженные ради мистификации. Но, несомненно, есть и древние рукотворного происхождения. Что конкретно - надо изучать на местности.

 

Относительно термина Сейд. 

Термин явно специально подобранный с той же самой геополитической целью, а именно - очертить "сайдами", как некими маркерами как можно больший ареал обитания таинственных протосаамов (саамов) на территории России, чтобы исподволь продолжать манипулировать историей, внедряя в сознание людей исторические фантомы, смысл которых опять в том, что изначально эти земли принадлежали, саамам, и захвачены, как и другие земли, русскими оккупантами. 
 

Термин Сейд в понятии самих саамов означает отнюдь не сложенную руками людей кучку камней, или покоящийся на опорах камень.

По В.В. Чарнолусскому, изучавшего в 1927-30 гг. в составе лопарской экспедиции саамов по заданию Русского Географического общества, СЕЙД, в понятии саамов, огромный камень, поднять который не под силу не только одному человеку, но группе людей.

Причем, СЕЙД это одинокий камень, лежащий в каком либо видном месте: на склоне или вершине горы, у излучины реки, на видном месте на берегу озера... 

Сейд - в понятии саамов является неким домиком, местом обитания духа, блюдущего окружающего его местность.

Кстати, и озеро могло быть Сейдом, если в нем, по преданиям, жили духи.

Пока духу хорошо в этом месте, он находится здесь, всячески помогая людям. Не понравится, может сняться и улетела вместе с домиком камнем. 
Поэтому и называли саамы эти огромные неподъемные камни - Летучими камнями.

(9) (Чарнолуский В.В. «В краю Летучего камня. Записки этнографа». М. «Мысль», 1972. 271с.). (10) (http://www.nehudlit.ru/books/detail1186489.html)

(11) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3307880

 

Что же в остатке?
 

Вотто-Ваара в основе своего названия имеет корни языка близкого к санскриту, и в переводе на современный русский язык означает Гора Ветров или Обитель Ветров. 
 

Этот перевод подтверждается и географическими особенностями Вотто-Ваары, как доминирующего по высоте кряжа в окружающей местности - высота 417 м.,  тому же на плато всегда дуют ветры.
 

Схожий с Вотто-Ваара по названию и широте расположения кряж  - Ветреный Пояс расположен на той же широте восточнее в Архангельской области.
 

На Вотто-Ваара, несомненно, есть древние рукотворные мегалитические сложения, перемежающийся с новоселами и природными образованиями.
 

Никакого отношения к Сейд эти мегалитические объекты не имеют как в смысле соотношения их с саамской традицией почитания огромных камней сейдов, ввиду отсутствия таковых, так и в силу какого бы то ни было присутствия следов саамов в окрестностях Вотто-Ваара.
 

Не имеют отношения эти каменные образования и к народу Карелы, являющего частью населения современной Карелии, ввиду отсутствия каких бы то ни было легенд и сказаний, связанных как с культом камней, так и непосредственно с Вотто-Ваарой.
 

Что касается следов инопланетян и пр. белиберды, которой забит Интернет, не стоит на это тратить времени.

            Окончательные выводы:

 

1. В период существования климатического оптимума, длившегося по разным данным от 8 до 3 тысячелетия до н.э., на территории современной Карелии было значительно теплее, что способствовало жизнедеятельности людей. Вероятно, этот временной период прослеживается в легендах о существовании  на Севере блаженной страны Гипербореи.

2. Несомненно, что доминирующую по размерам, высокую и ветреную гору, за которую цеплялись облака, местные жители, говорившие на языке близком к санскриту, наделяли  мистическими свойствами, поселяя на ней духов и богов своего пантеона, а Ветер, как известно, один из самых могущественных богов древности, ему поклонялись как реальному божеству, поклоняются и сейчас племена, живущие в отрыве от мировой цивилизации

3. Дошедшее до наших дней название горы Вотто-Ваара – Вото-Вара, в переводе на современный понятийный русский язык означает Гора Ветра или Обитель Ветра, что по смыслу фактически одно и то же. 

4.. Вполне возможно, что на Вото-Варе было образованно какое-то святилище (святилищный комплекс) с целью совершения древних ритуальных обрядов.

5. Вероятно, остатки этого святилища (святилищ) и были обнаружены Сергеем Симоняном.

6. Впоследствии, с изменением климата большая часть населения покинула окружающую местность, уйдя в более теплые края.

7. Какая-то малая часть оставшихся людей приспособилась и выжила в новых условиях, растеряв со временем свои исторические традиции.

8. С течением времени климат начал меняться в сторону потепления, в эти места пришли племена, вытесненные с более теплых краев воинственными племенами, перемешавшиеся с остатками аборигенов.

В итоге  их потомки донесли до нас древние топонимы, в той или иной степени исказив изначальное название и забыв их истинный смысл.

  

©  2015г. Действительный член
Русского Географического Общества.

С.В. Голубев

 

 ЛИТЕРАТУРА

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F2%F2%EE%E2%E0%E0%F0%E0

  2. http://yandex.ru/yandsearch?clid=2148308&win=162&from=chromesearch&text=%D0%92%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B0%D1%80%D0%B0

  3. Комсомольская правда, 30 апреля 2003 г.

  4. http://lah.ru/text/simonyan/voto.htm

  5. http://lingvoforum.net/index.php?topic=49281.0 

  6. http://vk.com/topic-3498789_21442986

  7. http://slawa.su/lichnocni/zharnikova-svetlana-vasilevna/238-drevnie-tajny-russkogo-severa-zharnikova-sv.html

  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-195372.html

  9. Чарнолуский В.В. «В краю Летучего камня. Записки этнографа». М. «Мысль», 1972. 271с.,

  10. http://www.nehudlit.ru/books/detail1186489.html

  11. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3307880 

  12. Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.

  13. Археологические памятники Карелии. Каталог. Петрозаводск, 2007. 

  14. Лобанова Н.В. К вопросу о каменных сооружениях Карельского Беломорья // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Соловки, 2006. С. 416–425.

  15. Манюхин И.С., Шахнович М.М. Культовые комплексы древних саам на территории Северной Карелии // Памятники древних культур лесной полосы Евразии. Петрозаводск, 1993. С. 82–86.

  16. Манюхин И.С., Лобанова Н.В. Археологические памятники архипелага Кузова // Культурное и природное наследие островов Белого моря. Петрозаводск, 2002.. С. 19–31.

  17. Шахнович М.М. Проблемы изучения культовых объектов на территории Карелии // Древности Русского Севера. Вып. 1. Вологда, 1996. С. 134–140.

  18. Шахнович М.М. К вопросу о валунных насыпях на островах в Белом море // Природное и историко-культурное наследие Северной Феноскандии. Петрозаводск, 2003. С. 111–116.

  19. «Наземные каменные памятники» на островах Кузова в Белом море и И.М. Мулло.

  20. Шахнович М.М. Хроника сложения «саамского» мифа // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Соловки, 2006. С. 408–415.

  21. Шахнович М.М. «Лопь» и «лопарские» памятники Северной и Западной Карелии // Кольский сборник. СПб., 2007. С. 228–246.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начало страницы

 

Copyright  ©  2004-2012 Комиссия научного туризма

+7-921-744-04-76

E-mail:

rgo-knt@mail.ru

rgo.knt@gmail.com

 

Наши партнеры

 
Тритон: туристическое снаряжение, суда для водного туризма (байдарки, катамараны), спальники, палатки, спасательные жилеты
Рации Беркут-803М
Мнев и К
Rambler's Top100