В начало СБОРНИКА

                                                      КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС

РОДА ЮПЛАНКОВЫХ (ПЕЛЫМСКИЕ МАНСИ).

                              

Бердюгина Н.Ю., Слепухин А.В.

                                                            Турфирма

«Команда Искателей Приключений»

                                                                                                     Г. Екатеринбург

 

 

 

   Начатая нами в конце 2003 года и продолжающаяся до сих пор исследовательская экспедиция «Манси – лесные люди» позволила нам узнать достаточно о загадочном народе Урала – манси, в прошлом вогулов. Мы побывали в сохранившихся паулях (родовые поселения) на реках Пелым (Урай-паль, Овунья-пауль, Ультем-урай-пауль), Лозьва (Тресколье), в покинутом Суйват-пауле, нашли замысловатые рисунки на деревьях – катпосы,  разыскали мансийские святилища и общались со старожилами-манси. Большой фотоархив собирался по крупицам, позволяя проследить «историю народа в лицах». Проводимые исследования позволили нам организовать выставки и конференции об этом народе в Екатеринбурге. В связи с исчезновением и вымиранием народа нам долго не удавалось приблизиться к сокровенному – шаманизму и культу богов. Экспедиции последних лет дали возможность соприкоснуться нам и с этой стороной жизни удивительного народа.

    Отправляясь в январе 2007 года в очередную мансийскую экспедицию на Север Свердловской области, мы не подозревали,  что может существовать связь между строителями советского поселка железнодорожников Пелым, венгерским ученым Анталом Регули, жившим в первой половине XIX века и польским врачом Эмилием Сенкевичем, сосланным на Урал царскими властями в начале XX столетия.

    Поводов для нашего визита на Север было два. Первый - по нашим сведениям здесь должны были проживать несколько манси, с которыми мы планировали познакомиться, продолжая изучение исчезающего народа. Второй,  чисто практический,  выяснить возможность заброски вверх по Пелыму для дальнейшего сплава по таежной реке до поселка  и поиски катера, на котором можно добраться до Пелымского тумана – легендарного озера, с которым связано большое количество мансийских легенд и преданий.

О том, что в поселке проживают манси, знали единицы. Наш визит и привезенная фотовыставка, составленная по материалам предыдущих мансийских экспедиций, вызвали большой интерес у местного населения. Выяснилось, что на территории проживают несколько семей: Мульмины, Куземкины, Ураковы, Юпланковы (Векшины по отцу), Глюкановы (Самбиндаловы), Пеликовы. Очень разная судьба и история этих родов. Но несколько, а именно Юпланковы и Куземкины жили на этой территории задолго до того, как в конце пятидесятых годов XX столетия здесь была проложена железная дорога, и был построен рабочий поселок Пелым.

     В десяти километрах севернее от поселка, на маленькой таежной речке Атымье  стоит заброшенная деревня Вершина.  Для пелымчан – это дачный поселок, место семейного отдыха. На окраине деревне – покосившаяся избушка умершей десять лет назад бабы  Дарьи  и амбарчик на «курьих ножках» - сумьях. В ста метрах от избушки – ров и огромный курган, покрытый вековыми соснами и кедрами. По местным преданиям – Ермаково городище. Следует сказать, что Ермака Тимофеевича на Урале любят и помнят. Нет реки, на которой бы не стояла скала с пещерой Ермака, и не ходили бы легенды, что именно здесь спрятал свои сокровища легендарный покоритель Сибири, пусть он и не бывал-то здесь никогда. Местные «черные археологи» давно копают курган, а найденные средневековые бронзовые украшения продают в соседние Пермскую и Тюменскую области. А пелымчане, перекапывая свои огороды, частенько натыкаются на наконечники стрел, осколки керамики, Исследования, проведенные екатеринбургскими археологами в 2007 году, позволяют предположить, что здесь находилось средневековое мансийское, укрепленное поселение – крепость. Раскопки ограничились одним сезоном – как всегда по финансовым причинам. Таким образом, манси на этой территории проживают вот уже более десяти столетий.

      Избушка бабушки Дарьи перешла по наследству Дмитрию Денисовичу Мульмину – почетному гражданину поселка Пелым, коммунисту, строителю железной дороги и потомку княжеского мансийского рода, проживавшего некогда ниже по течению Пелыма в поселке Сальты. Мы встречались с ним неоднократно, но, как и большинство старых манси, он немного рассказал чужакам. Поведал несколько семейных преданий, сказал, что обрядов мансийских не помнит. В конце одной из наших последних встреч он разрешил нам посмотреть дом в Вершине и объяснил, где можно найти на чердаке старинные стрелы, разрешив взять с собой, что будет нужно.

     Стрел мы не нашли, но, увидев сокровища, хранившиеся на пыльном чердаке, о них забыли. В глубине небольшого помещения стояли два открытых сундука. По полу разбросаны истлевшие шкурки, выцветшие тряпки. При ближайшем рассмотрении – все это оказалось арсынами (ритуальными платками), ритуальными рубашками и шлемами, приносимыми некогда в дар духам реки Атымьи и духам – покровителям рода. Кроме этого, нами была найдена удивительная пайва – берестяной короб с крышкой, к которой сухожилиями был привязан медвежий скальп (нос). Судя по всему, это было родовое святилище, заброшенное и разоренное. Пятна крови на одной из рубашек свидетельствуют о том, что вегетарианцами духи не были, и кто-то ещё совсем недавно (в течение последних 3-5 лет) проводил древний культ общения с мансийскими богами - пупынгами. Попросив у них прощения,  угостив спиртом и шоколадом, мы забрали приклады с собой. Судя по тому, что домой мы, добрались без приключений, против этого духи ничего не имели.

    А дальше начались события удивительные. Из абсолютно разных источников нам стали поступать сведения о жителях Вершины. Начнем с того, что в местном краеведческом музее хранится ксерокопия газеты «Вести Севера», выпущенной в конце тридцатых годов прошлого века. В короткой заметке рассказывается о том, что в поселке Вершина не ведется агитационная работа, нет красного уголка, и большое влияние на население оказывает местный шаман Федор Юпланков, отказавшийся войти колхоз «Красный туземец». 

       Монеты, зашитые в ворот одной из рубашек и завязанные в уголки арсынов, относятся именно к этому периоду. Бабушка Дарья приходилась родственницей Юпланковым, Мульминым и Куземкиным. Таким образом, нам достались реликвии одного из последних шаманов манси.

     Позднее, в Екатеринбурге нам посчастливилось разыскать перевод дневников Антала Регули, венгерского исследователя, путешествовавшего по Уралу в первой половине XIX века. В дневниках имеется упоминание о мансийском поселении Векшина (мы считаем, что позднее, в русском варианте  - Вершина)  на реке Пелым. Среди родов, живших здесь – Еплановы (нынешие Юпланковы). Регули, судя по всему, был в этих краях и встречался с местными манси.

     Поиски архивных фотографий манси привели нас в Областной музей истории медицины. Здесь хранится  часть архива Эмилия Сенкевича. Будучи сосланным на Урал в начале XX века, польский врач много путешествовал по Северному Уралу. Судя по всему, он интересовался антропологией. Среди фотографий – портреты местных жителей с описанием характерных для данного народа черт лица и телосложения. Он посещал поселки, расположенные по берегам рек Пелыма и Оуса. Был и в Вершине. На пожелтевших снимках Куземкин Никита Андреевич и Юпланкова Мария Васильевна.

     В настоящее время мы ничего не знаем об этих людях, не знаем, кем они приходились живущим в начале XXI века в Пелыме Юпланковым и Куземкиным. Архив Пелыма, в котором содержались сведения и о жителях Вершины, утерян. Но мы уверены, что дальнейшие исследования позволят нам  разгадать и эту  тайну.

     Найденные нами сведения о пелымских манси дали нам возможность продолжить создание генеалогических древ родов манси севера Свердловской области, увеличить архив фотографий манси (с начала XX до начала XXI вв.), проследить историю края, а, также используя культовый комплекс одного из самых сильных шаманов Пелыма и оставшихся после рода Юпланковых построек, включая сумьях, подготовить ещё один этнографический маршрут в рамках исследовательской экспедиции «Манси – лесные люди». Это и позволит нам показать путешественникам и туристам настоящую страну манси – Манси-ма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990

2. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места ХIХ -нач. ХХ в. Новосибирск, 1986;

3. Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, 1987

4. Слепухин А. В. Этнографические экспедиции. //Материалы научно-практической конференции «Научно-экспедиционный и познавательный туризм на Урале». Екатеринбург. – 2007;

5. Слепухин А. В., Бердюгина Н.Ю. Этнографическая экспедиция «Манси – лесные люди»: итоги и результаты полевого сезона. //Материалы региональной научно-практической конференции «Национальные культуры Урала: Вещь и пространство в культуре этноса». Издательство «АМБ». Екатеринбург. – 2008. – С. 62-66.

6. Слепухин А. В., Бердюгина Н.Ю. Этнографические экспедиции на Северном Урале// Материалы историко-краеведческой конференции к 150-летнему юбилею К.Д. Носилова «Вехи истории». Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати». Шадринск. – 2008. – С. 155 – 159.

 

 

 

 

В начало СБОРНИКА