В начало СБОРНИКА

 

КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КАК ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

Г.Н. Чагин

 

Под культовым памятником мы понимаем сакральное место определенной географической  территорией. В центре его непременно находится объект поклонения  - жертвенник, имеющий утилитарно-сакральное назначение. Кроме того, здесь должна быть зона для трапезы и предметы для проведения ритуала, которые выступают в роли посредников. Все эти компоненты образуют открытую, структурированную, развивающуюся систему – культовый памятник.

Обрядовые церемонии и празднества в определенных местах, наполненные религиозным смыслом, становились центрами средоточия духовной жизни древних, средневековых и новых обществ. Нашим предкам они служили местами избавления от вредных сил, насилия, преодоления стресса  и   получения живительной благодати.  Познание этих мест – это приобщение к историко-культурному наследию людей давнего и не всегда столь далекого времени.

У населения Пермского края господствовали разные культы – духов природы, солнца, предков,  а также земледельческий, промысловый культ и культ личных духов-покровителей. В культовых местах совершались разные способы обрядового очищения. В этих обрядах видную роль играли огонь и вода как действенные очищающие силы. Широко распространялось поверье об умилостивлении жертвами богов и духов, чтобы они не причиняли людям болезни и разные другие неприятности. Многие обрядовые приемы совершали шаманы – особые люди, обладающие сверхъестественной способностью прямого общения с духами, приводя себя в состояние исступления. Архаические формы религии сохранялись долго, а порой бытуют и в наше время, что обуславливалось неблагоприятными условиями жизни людей, а позднее традицией.

В Пермском крае известно много объектов религиозного культа. В последние годы археологи и этнографы достигли в этой области больших успехов. Например, удалось на рубеже XX-XXI вв. обнаружить в расщелинах (карстовых полостях)  Писаного камня на р.Вишера кости, наконечники стрел, кресала, подвески в виде головы лошади и полумесяца, фрагменты керамики, которые были связаны с культовыми церемониями.  Оказалось, что предметы в расщелинах соотносились с культом плодородия, с богиней-матерью, местом пребывания которой являлись полости в камне невдалеке от наскальных рисунков и жертвенника на выступе над водой.

Каждое культовое пространство всегда очерчено границами, где возможно соприкосновение культуры «своей» и «чужой», а порой и трансформация «внешнего» во  «внутреннее». Но понятие границы может означать не рубеж, а трансгрессию, начало поиска собственного смысла в ретроспективе – в «далёкости».

 

Древние и средневековые святилища

Писаный камень. Расположен на правом берегу р.Вишера, в 5 км ниже от д.Акчим Красновишерского района.

Исследуется с первой четверти XVIII в. У подножия одной из скал, к которой примыкает изолированный от берега небольшой участок суши, сохранилось более 200 изображений (животные, человек, условные знаки). Они тянутся почти по всей длине суши на высоте от 2 до 7 метров. Наскальные рисунки являлись частью святилища. При осмотре рисунков невольно возникают ассоциации с меднобронзовыми произведениями пермского звериного стиля. В некоторых рисунках чувствуется подлинный талант безвестных художников. У скалы найдены остатки очагов, стрелы, керамика, кости. В расщелинах обнаружены стрелы, керамика, кости, культоые изображения лошади, луны.  На скальном выступе происходили магические обряды поклонения солнцу, богине-матери, лесным и речным духам. Рисунки выполнены светлой охрой, ранние –  в середине II тыс. до н.э. (эпоха бронзы),  поздние – в начале нашей эры, возможно, и позже. На святилище вишерские манси совершали обряды с жертвоприношениями  в конце XIX – начале XX в.

 

Камень Светик. Находится на левом берегу р.Колва, в 0,5 км от бывшей д.Подбобыка, в 10 км на север от п.Ныроб Чердынского района. У подножия камня археологом С.И.Сергеевым в 1893 г. изучено святилище первой половины I тыс. н.э. Обнаруженные меднобронзовые бляхи и украшения VI-VIII вв. хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). На верхней площадке камня находится стоянка эпохи бронзы – II  тыс. до н.э. Исследована в 1962 г. Найдены керамика, кремневые орудия труда, выявлены грунтовые очаги, жилищные впадины.

 

Чаньвенская (вогульская) пещера. Расположена на левом берегу р.Чаньва (левый приток Яйвы), в 14 км на север от п.Анюша Александровского района. Выявлена керамика, костяные и железные наконечники стрел, украшения, монеты. В пещере человек обитал и совершал обряды с IV  тыс. до н.э. до начала XX в.

Чаньвенская пещера являлась типичным святилищем вогулов (манси). В 1771 г. в пещере побывал известный русский географ и путешественник И.И.Лепехин и оставил о ней такие сведения: «Говорят, что она служила общим капищем всего вогульского народа, куда они около Масленицы собирались со всех сторон… Жители сказывают, что и до днесь в сей пещере  можно видеть утхлые деревянные болваны, сотавляющие старинное вогульское божество. Пещера почти вся завалена оленьими и сохатыми (лосиными. – Г.Ч.) костями, из чего, вероятно, заключить можно, что древние вогульские обряды были идолопоклоннические и что они оленей и лосей богам своим приносили в жертву».

 

Пещера подземных охотников. Расположена в 2,5 км к югу от п.Анюша, на правом берегу р.Чаньва в Александровском районе. Выявлены остатки святилища – кости и черепа бурых медведей, костяное составное орудие. Относится к эпохе мезолита – XII-VI тыс. до н.э.

 

Пещера тайн. Расположена в 6 км к северу от п.Скопкортный, на левом берегу р.Березовка  (приток Чаньвы) в Александровском районе. Выявлены остатки святилища – скопления черепов пещерных медведей, каменные изделия. Относится к эпохе палеолита – XXX-XII тыс.  до н.э.  

 

Большой глухой грот. Находится на правом берегу р.Чусовая,   в 7 км к юго-востоку от г.Чусового. С момента открытия  в 1985 г. в нем постоянно проводятся раскопки. Обнаружено пять палеолитических слоев (XXV-XII тыс. до н.э), в одном из которых содержатся остатки святилища. Культовый слой отличается окрашенностью слоя охрой, наличием пятен красной и желтой охры на восточной стене грота. Найдены кости животных и птиц со следами огня, черепа пещерного медведя и берцовая кость человека неандертальского типа, ожерелье из роговых колец, орудия труда.

 

Гляденовское костище. Расположено в 1,8 км к северу от д.Севастьяны, на вытянутом мысовидном выступе очень высокой левобережной террасы р.Камы (Пермский район). Имеет мощный культурный слой, насыщенный золой. Изучено жертвенное место со скоплением костей животных. Среди находок 13 тыс. бус, височные подвески, медные гривны и бляхи, застежки, наконечники стрел, ножи, культовые предметы в виде миниатюрных топориков и орудий труда, небольшие глиняные чашечки, фигурки животных, людей, монеты. Костище датируется ранним железным веком – VI в. до н.э. – IV в. н.э.

В наше время костище активно изучается археологами Пермского университета и результаты весьма ценные.

 

Гремячанское поселение. Расположено на южной окраине с.Гремяча, на мысовидном выступе высокой правобережной террасы р.Тулва (левый приток Камы) в Осинском районе. Жертвенное место в виде обширного зольника. В разных местах обнаружено более десяти человеческих захоронений. Среди находок лепная посуда, металлические украшения, наконечники стрел, орудия труда, костяные изделия, в том числе с резьбой. Датируется второй половиной I тыс. до н.э.

 

Юго-камское городище и костище. Расположены в 2 км к юго-западу от п.Юго-Камский, на мысовидном выступе высокого коренного правого берега р.Юг (левый приток Камы) (Пермский район). Изучены остатки святилища в виде скопления жженых и сырых костей. Среди находок бронзовые фигурки животных, птиц, пчелы, змеи, железные и костяные наконечники стрел, стеклянные и пастовые бусы, височные кольца из медной проволоки, глиняные чашечки. Памятник датируется ранним железным веком – VI в. до н.э. – IV в. н.э.

 

Ильинское городище и костище. Находятся на территории п.Ильинский, на южной его окраине, на правом берегу р.Масляна (правый приток р.Обва) (Ильинский район). Святилище приурочено к южному склону городища. Оно датируется II-IV вв. н.э. На нем жили далекие предки коми-пермяков. Жители Ильинского собирались на этом месте еще в 1930-е – 1940-е гг., жгли костры и праздновали «бабушек и дедушек коми».  Найдено большое количество пережженных и раздробленных костей домашних и диких животных, которые приносились в жертву, а затем ритуально поедались. Возле жертвенника найдены костяные наконечники стрел, фрагменты ритуальных чаш, ножи, стеклянные бусы, металлические фигурки всадников, фигурка извивающейся змеи. Предполагается, что на святилище происходило почитание Солнца и Луны.

 

Искорское городище. Расположено между п.Ныроб и с.Искор (Чердынский район), в 2-х км на восток от дороги, соединяющей поселения, на левом берегу р. Люнва (левый приток Колвы).

Древний Искор один из крупных и известных археологических памятников Северного Прикамья. Упоминается в летописях в связи с походом московской дружины, посланной Иваном III присоединять земли Перми Великой к формирующемуся Московскому государству в 1472 г. Памятник подвергался неоднократным раскопкам с 1819 г. по 2007 г. Открыты выразительные комплексы коми-пермяцкой и русской культуры, оборонительные сооружения, значительно дополненные во времена русской колонизации Северного Прикамья.

На городище обнаружено святилище предков коми-пермяков VIII-XII вв. с признаками трупосожжения. С XVI  в. на городище и святилище стала почитаться православная святая Параскева Пятница,  в честь которой возведена в 1891 г. каменная часовня. В день девятой пятницы (в пятницу на девятой неделе после Пасхи) здесь совершался крестный ход с чудотворной иконой  святой Параскевы Пятницы из храма с.Искор.

 

 Священные рощи и родники

Березовая роща на берегу р.Сылва (Суксунский район). Находится на правом берегу р.Сылва, в 3 км от д.Тебеняки, возле бывшей д.Янгельда. В летнее время здесь до середины 1930-х гг. собирались мужчины из всех марийских деревень на празднование Кюсё –   общемарийское языческое моление главным богам и духам. Перед священными деревьями устраивался жертвенник – костер для варки мяса баранов, стол для разделки мяса и ритуальных напитков и кушаний. В наши дни моление в роще не восстановлено, хотя она сохраняется в первозданном виде.

 

Сосновая роща у д.Тебеняки (Суксунский район). Сохранилась на северной окраине д.Тебеняки, на правом берегу р.Сылва. В ней собирались марийцы д.Тебеняки, совершали моление, приносили жертвенную кашу, чтобы задобрить кереметь – духов и избавиться от болезни. Здесь же устраивалось летнее моление с жертвоприношением богам и духам – закалывали баранов и варили мясо. В наши дни моление не проводится.

 

Святилище у д.Кирга (Куединский район). Место моления и жертвоприношения находится на берегу р.Буй, удмурты его называют буэ дюк вöсь (моление в логу Буя). Удмурты утверждают, что прежде здесь собирались  представители нескольких удмуртских родов.

После  длительного перерыва восстановлено сакральное пространство (ошвöсян), объединяющее место приготовления жертвенной пищи, дерево с полотенцами, место трех жрецов (куриськисьëс), откуда они руководят молением, а также места пребывания молящихся и приема пищи. В наше время место моления и жертвоприношения является одним из местночтимых святынь у буйских (куединских) удмуртов. По окончании полевых работ собираются жители д.Кирга и во время моления совершают заклание быка, но было время, когда жертвовали жеребенка. Кости и шкуру бросают в р.Буй, а голову закапывают в особом месте на стороне.

Со святилищем у д.Кирга можно познакомиться в любое время, пригласив одного из жрецов для рассказа о порядке моления. Но лучше получить полное впечатление во время самого моления, как было у автора в 2006 г.

 

Святилище у д.Кипчак (Куединский район). Расположено на берегу р.Буй, на котором собирались на моление после окончания весенних полевых работ, чаще всего во время цветения черемухи. Жертвенным животным была утка, поэтому моление получило название чöжпиньдор вöсь – моление утиного клюва. В воспоминаниях жителей д.Кипчак сохранилось много интересных сведений о жертвоприношениях.

 

Святилище у с.Большой Гондыр (Куединский район). Располагается на берегу р.Буй и называется лудкечвöсян, так как здесь находилось место жертвования богам и духам зайца (лудкеч – заяц). В наше время святилище не забыто.

 

Таркэмыс – святой источник (Кочевский район). Вода вытекает из-под известняковых камней в окружении берез и елей. К источнику приходят коми-пермяки на Троицкой неделе, чтобы принять целительную воду и принести жертву воде и лесу. В воду бросают  монеты, а на деревья вешают полотенца, ленты и даже одежду, которую человек снимает с себя.  По воспоминаниям старожилов, раньше приходили к источнику для того, чтобы приношениями отметить именины воды и леса.

 

Проняключ – святой источник (Кудымкарский район). Обряды, совершаемые здесь, посвящаются именинам воды и леса, которые приходятся на Троицкую неделю. Сначала люди заходят в рощу над источником (ключом), выкладывают принесенную еду на стол, затем спускаются к воде и вешают на деревья ленты, полотенца, а в воду бросают монеты. При этом говорят: «Это мой подарок тебе, Проняключ. Спасибо за чистую и здоровую воду». После этого умывают водой руки и лицо, пьют воду и набирают ее для домашнего пользования. Прежде здесь разворачивались игорные действия, веселились до утра.

 

Никольский родник на окраине пос.Ныроб (Чердынский район). Издавна почитался язычниками, но, согласно преданию,  как только возле него на пне дерева появилась икона святого Николая чудотворца в начале XVII в., родник был назван Никольским и стал считаться православной святыней. Здесь жители Ныроба чтят одного из любимейших святых русского народа Николая чудотворца – небесного покровителя всех путешествующих и плавающих на реках и озерах, мудрого и кроткого чудотворца, то есть творившего чудеса.

В период, когда храмы Ныроба были закрыты, для жителей единственной возможностью собраться для общественного моления оставалось «периферийное» место – возле Никольского родника. Приносилась икона Николая чудотворца, зажигались свечи и женщины, хорошо знающие традиционный канон, проводили праздничную службу. Считалось, что для избавления от греха необходимо было трижды обойти родник до наступления рассвета. Служба заканчивалась освящением родниковой воды.

На месте выхода воды сегодня, как и прежде, стоит небольшая деревянная часовня. В весенний Николин день – 22 мая – из Никольского храма приходят паломники крестным ходом, и священник совершает службу, по окончании которой освящает воду. После этого воду набирают в сосуды и уносят по домам. Вода обладает целительными свойствами, она  в пригодном для питья виде хранится больше года.

 

Параскевиевский родник на окраине с.Салтаново Чердынского района, невдалеке от храма святой великомученицы Парсакевы Пятницы. Место выхода воды обозначено деревянным крестом. Вода собирается в большой яме, обустроенной срубом. Здесь идет благодатная служба в Девятую Пятницу  (на девятой неделе после Пасхи), чтится образ Параскевы Пятницы, яма украшается березками, вода освящается и многие погружаются в яму-купель. В настоящее время родник является популярным объектом посещений. Многих привлекает чистая и вкусная вода.

 

Почти все культовые места Пермского края являются доступными для посещений. Их существенно дополняют уникальные фольклорные и этнографические материалы.

 

 

 

В начало СБОРНИКА