В начало СБОРНИКА

ШАНГШУНГ, ЕГО СТОЛИЦА  И ДРУГИЕ             

САКРАЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ ТИБЕТА И НЕПАЛА

 

Серебренников В.Б.

Участник экспедиции 2006 г.,

Член Ученого Совета РГО,

академик Петровской Академии наук и искусств,

г. Обнинск

 

До 7 века нашей эры Шангшунг был независимым государством, располагавшимся в Западном Тибете и включавшем священную гору Кайлас (Шамбху), священное озеро Манасаровар и верховья четырех священных рек, вытекающих из этого региона в виде свастики и называвшихся на санскрите Синду, Сита, Ганга, Пакшйа (Инд, Брахмапутра, Ганг, Сатледж).

Шангшунг был колыбелью древнейших религиозных учений  в Тибете – Бон (традиции вечной мудрости, духовный путь освобождения и пробуждения) и Дзогчен (высшее совершенство). Эти учения в Шангшунг пришли из древнеарийской Персии, где их проповедовал Будда (санскр. «просветлеиный») Тонпа Шенраб Мивоче более 2-ух тысячелетий назад.  Последователи учения Бон и некоторые его исследователи считают, что учение Будды Мивоче наложилось на «старый Бон», представляющий собой шаманизм и анимизм. Жрецы Бон-по (последователи Бона) общаются с духами и практикуют заклинания. В религии Бон как магическое оружие  используется знак левосторонней свастики (санскр. «эмблема счастья»).  Наряду с культом «небесного наставника» как верховного божества, в этой религии множество культов, в том числе богини-матери.

Согласно древним источникам, столицей Шангшунга был город Кьюнглунг Нулкхар. В 7-ом веке Шангшунг был покорен Деценгом – царем Восточно-Тибетского царства, столицей которого была Лхаса, и включен в состав этого царства. В 779 г. государственной религией Тибета стал буддизм в индийской форме, а преследуемый Бон в итоге, к 14 веку трансформировался под буддизм (Новый Бон), сохраняя свои символы, в том числе левостороннюю свастику в отличие от правосторонней буддисткой.

До 1951 г. Тибет был, не считая периода его завоевания Чингизидами, фактически независимым государством, балансировавшим в последние столетия между Китаем и Британской империей, и не допускал иностранцев, прежде всего европейцев, в свои святые места. Стремясь сохранить независимость, Тибет устанавливал дружественные отношения с другими мировыми державами. В начале 20-ого века это была Россия, а после большевистских революций в России и Монголии, где разрушались храмы и уничтожались монахи, с Японией, как противовесом Китаю, и Италией с Германией – противовесом Великобритании. Поэтому допуск в святые места в 20-30-ые годы 20-ого века имели итальянские и германские экспедиции, но долина Сатледжа не была ими обследована. Две экспедиции Николая Рериха не были допущены даже в столицу Лхасу.

 С 1951 г. до конца 20-ого века Тибет, и в особенности его западная часть как пограничная зона, были закрыты китайскими властями, установившими полный контроль над Тибетом и подавившими ряд восстаний.

В начале 21 века иностранцам был разрешен ограниченный доступ в некоторые районы Западного Тибета, но верховья Сатледжа, например, были закрыты. Мировая научная общественность не подозревала о существовании именно в этом районе городов древнего царства Шангшунг.

Установить примерное местонахождение Кьюнглунг Нулкхара по   древним письменным источникам и из бесед с ламами Тибета удалось российскому исследователю доктору медицинских наук, профессору, заслуженному врачу РФ, заслуженному деятелю науки  Юрию Александровичу Захарову. Работу в России он совмещал с учебой в ведущих восточных центрах – Аюрведа в Шри-Ланке, Университете Бенареса (Индия), школах китайской медицины в Шеньдуне, монастыре Шаолинь, Пекинском институте Ушу, а также школах Тибетской медицины, где Ю.А.Захаров был произведен в ламы под именем Кармам Самтен Чейлел.

Трудность в установлении местонахождения столицы Шангшунга и других его городов заключалась и в отсутствии на российской «генштабовской» и самых подробных китайских картах в верховьях Сатледжа объектов, отличных от природных. В 2004 г. Ю.А.Захаров добился разрешения китайских властей на обследование Сатледжа и с небольшой группой из 5 человек нашел Кьюнглунг Нулкхар и ряд других исторических и сакральных объектов.  Попутно Ю.А.Захаров с сыном Павлом совершил и первовосхождение к вершине священного Кайласа  (6714 м).

Ю.А.Захаров доказал, что царство Шангшунг располагалось на сакральной территории, называвшейся  Шамбалой (внутренней), имевшей и обследованную им «тайную часть» [1, стр.344-347], [2, стр.219-249]. Внешней Шамбалой считаются районы распространения ряда ирано-индо-тибетских учений. В [1] излагаются и различные последствия появления сведений о Шамбале в Европе, включая попытки ее поиска и познания.

По экспедициям Ю.А.Захарова в Шангшунг и другие сакральные регионы  были  написаны книги и сняты документальные фильмы, отмеченные наградами Государственного киноконкурса документального кино и Европейской академии наук за лучшую популяризацию научных знаний.

Уже после нахождения Ю.А.Захаровым Кьюнглунг Нулкхара и мировой известности этого открытия, в архивах итальянского профессора Джузеппе Туччи, возглавлявшего  экспедицию 1934 г. по поиску древнеарийских берестяных трактатов в Тибете, было найдено краткое упоминание о посещении им столицы Шангшунга без каких-либо ее исследований.

В докладе рассказывается о маршруте экспедиции 2006 г. в Шангшунг и изучении ряда других сакральных географических объектов.

1. Сакральные объекты Катманду.

Изучение религиозной тибетско-индийской культуры началось с сакральных объектов столицы Непала Катманду (950м) и его окрестностей, являющихся хранилищем древних индийских и тибетских учений и их различных течений. Среди тысяч храмов и других культовых объектов    особо выделяются храмовые комплексы, состоящие из десятков и сотен объектов и отражающие, как правило, какое-либо из основных учений.

Самая большая в Непале ступа Боднатх (в списке ЮНЕСКО «Мировое культурное наследие») с несколькими десятками окружающих ее храмов – центр тибетского буддизма Будды Падмасамбхавы, существовавшего в Непале с 8 века. Ступа (санскр. «курган») как культовый объект появилась в Индостане до буддизма. Олицетворяет совокупность элементов погребального костра как главного объекта ритуала трупосожжения.

Святая гора с 30-метровой ступой Сваямбхунатх (санскр. «цветок лотоса из ниоткуда»), древнейшим храмом Шантипур, монастырем и храмом Харати, с культовой лестницей на гору (365 ступеней), культовыми Воротами Знаний и культовыми гротами стала символом Катманду. Перед ступой на постаменте установлена священная Ваджра - могущественное орудие индийского предводителя богов Индры. Прототипом этого «несокрушимого орудия» является знак свастики. В Тибете Ваджра называется Дордже (Повелитель камней, переводится также «молния», «алмаз») и является самым распространенным ритуальным предметом.

Один из важнейших центров Индуизма во всем Индостане, святилище Шивы -  Комплекс Пашупатинатх (список ЮНЕСКО) с древнейшим храмом Гуджешвари, со 108 маленькими храмами и бесчисленными древними скульптурами, в т.ч. Будды 6 века. Индуизм проник в Непал в 1-ой половине 1-ого тысячелетия нашей эры.

Одно из важнейших святилищ Вишну в Непале – храмовый комплекс Будханилкантха с 6-метровым черным монолитом Вишну 7-ого века.

Одно из самых впечатляющих святилищ Непала Дакшинкали, посвященное супруге Шивы – Кали. До полумиллиона паломников в год.

Пещерный комплекс создателя школы «Среднего пути» в буддизме Нагарджуны, жившего в начале 2-ого века.

Индуистско-буддийский комплекс Патана, где 5 ступ воздвигнуты еще в 3-ем веке до н.э. индийским царем Ашокой, покровителем буддизма исторического Будды Шакьямуни, жившего в 623-544 годах до нашей эры.

Монастырь Бон-по, где практикует один из основных консультантов экспедиций Ю.А.Захарова по вопросам тибетских религий великий последователь учения Бон и  Дзогчен лама Лапон Тензин Намдак,

Резиденция тибетского Далай-Ламы.

 2. От Катманду до озера Манасаровар и Кайласа – 1000км            Катманду  – пос. Кодари – Непало-китайская граница – Таможня (145км).                                    На пути величественный пейзаж южных склонов Гималайского хребта. Таможня (высота 2100м) – перевал Тонгла на высоте 5200м (100км).        По пути г. Ниалам (высота 3750 м), пересечение Гималайского хребта в нише под горой и над ущельем в 100км западнее Эвереста, пещера и монастырь на высоте 4200 м великого тибетского йога и поэта Миларепы(1040-1123гг.), осуществившего «Практику внутреннего огня», эффектом которой является выделение собственным телом большого количества энергии, достаточной для обогревания тела при отрицательных температурах.

Перевал Тонгла  – оз. Пайкуцо – г. Сага на высоте 4500 м (195км.). Город Сага – плато Сага-релли – город Парьянг (240км).                         

 В окрестностях Парьянга крупный монастырь Думба и крупное святилище со ступами, жертвенными рогами и мантрами на сланцевых породах.

Парьянг – пер. Макомба – оз. Манасаровар на высоте 4625 м (250км). Преодоление перевала Макомба (5150м) через отрог Гималайского хребта, за которым, собственно, и начинается «внутренняя Шамбала». Далее по пути озеро Ньюсон на высоте 5000 м., окруженное песчаными дюнами и барханами. Наконец, священное озеро Манасаровар. На берегу культовые объекты, монастырь Чиу-гомпа 10-ого века и источники горячей воды, называемые в Тибете «чу-са-во». Рядом с Манасароваром находится озеро Ракшастал, называемое также озером демонов.  Реки, впадающие в Манасаровар, имеют молочно-белый цвет от рыхлых известняков.

Озеро Манасаровар – пос. Дарчен на высоте 4700 м (55 км) –Кайлас.

Дарчен – ближайший населенный пункт к Кайласу. Кайлас (6714 м), или «гора свастики», напоминает пирамиду и является священной в 4-ех религиях – Боне, Буддизме, Джайнизме и Индуизме. В религии Бон Кайлас считается его душой, сердцем Шангшунга и местом спуска с небес Будды Мивоче. До 21 века к Кайласу не допускались и местные жители.

От Дарчена начинается пеший паломнический маршрут вокруг Кайласа на расстоянии 10-30 км от его вершины (Внешняя кора).  Тропа идет по пересеченной местности,  опускаясь в долины рек и переходя по перевалам отроги Кайласа. На пути  красные, коричневые и зеленые  скалы с оранжевыми, розовыми и голубыми слоями, высокие скальные пики, зооморфные  и антропозооморфные скалы. У местечка Тарбоче священное кладбище великих подвижников и святых (Махасиддхов), большая белая ступа с молитвенными стенами. Далее монастырь Чуку, в окрестности которого множество священных пещер, где медитировали махасиддхи, в т.ч. Миларепа. Перед перевалом Дролма Ла (5636 м) самый высокогорный в мире монастырь Дрира Пхук (5100 м), затем кладбище Сиватшал Дуртрё. На перевале большой мегалит кубической формы. Рядом с перевалом – хрустальное озеро. За перевалом 2-ая половина пути. Справа самое высокогорное озеро в мире Йокмо Цо (5608 м). Далее монастырь Зутрул Пхук (4900 м). Среди его святынь трезубец Миларепы. В окрестности множество пещер медитации, разрушенных ступ (в Тибете – чортенов), молитвенных камней. На маршруте 4 места моления (простирания). Первая тройка простираний в сторону Кайласа, вторая в сторону Манасаровара, третья к Тиртхапури, четвертая в сторону Дарчена. После простираний паломники вывешивают молитвенные флаги лунг-та и возжигают благовония.

Внутренняя кора.

Внутренняя кора – это прямой путь к подножию Кайласа по ущелью реки, вытекающей с его ледника. Для прохождения этого маршрута помимо разрешения властей необходимо благословение тибетских лам.

От Дарчена несколько километров идет дорога к действующему монастырю Гяндрак (4960 м). Затем идут ячьи тропы к разрушенному монастырю Серлунг, а  далее путь по руслу реки. Перед Кайласом гора Нанда, соединяющаяся с Кайласом на высоте 6000 м.  Нанда напоминает трезубец – главный символ Шивы, говорящий о трех состояниях ума: страсть, гнев, невежество. По традиции, перед каждым храмом Шивы ставится скульптура бычка Нанда. Для индусов Шива – прообраз ведического Рудры. Перед перемычкой между Нандой и Кайласом в склоне Кайласа ниша красного цвета с 13 ступами. Здесь находится пещера йогинов. От перемычки самый простой путь к вершине Кайласа.

3. От Кайласа в Тхолинг и Цапаранг -300км.

Кайлас –Дарчен – пос. Монцер - монастырь Тиртхапури (100км.)

Знаменитый монастырь Тиртхапури стоит на скале рядом с горячими источниками и вокруг пещеры, где медитировал  Падмасамбхава, а незадолго до него по преданиям медитировала богиня Парвати.

Монцер – пер. Дата  – долина Занда – гг. Тхолинг и Цапаранг (200км) 

После перевала Дата на высоте 5197 м долина Занда - безжизненная выжженная солнцем пустыня, напоминающая лунный пейзаж. Монастырский комплекс в Тхолинге был одним из крупнейших и значительных и действовал до 1966 г. Монастырь частично восстановлен. Ступы в индийском стиле. Росписи сохранили кашмирский и непальский стиль 13-16 веков. Формы каменного зодчества характерны для древней Руси.

В нескольких километрах от Тхолинга руины существовавшего до 17 века города Цапаранга, расположенного на склоне хребта. В разрушенных монастырях сохранились фрески раннего буддийского искусства. Подъем на верхние ярусы города идет сначала по тропе, а затем по туннелю. На вершине дворец с настенными росписями, Белый храм, выше входа в который находятся самые старые росписи. Потолок и тонкие колонны покрыты росписями, а верхние части колонн и резьбой. У дверей храма фигуры двух пятиметровых воинов. В отличие от росписей, скульптуры в основном не сохранились. Над Белым храмом расположен Красный храм, построенный около 1470 г. Внутри много тонких колонн, поддерживающих крышу храма, и разрушенные статуи. На вершине дворцовый комплекс, состоящий из летнего и зимнего дворца, расположенного под летним, на глубине 12 м под землей. От дворца тоннель к подземному источнику.

4. Монастырь Кьюнглунг Куртям Бон и столица Шангшунга.

Из Цапаранга дорога в Монцер, затем на северо-восток, к монастырю Кьюнглунг Куртям Бон и пещерному ритоду Падмасамбхавы (20км).

 Монастырь расположен под  скалами с многочисленными пещерами, в одной из которых резиденция главного учителя и практика традиции Бон-по в Тибете, самого известного врача тибетской медицины. Над входом в монастырь символ Бон – левосторонняя свастика. Перед входом в главный зал монастыря старая лубяная карта-схема Шамбалы с десятками схематично изображенных монастырей. Рядом с картой на лубяной картинке схематично изображены священный Кайлас и священный Манасаровар. В главном зале стоит ступа с реликвиями. Монастырь стоит как страж перед входом в узкое ущелье самых верховий Сатледжа, которое и ведет в секретные долины. Чтобы попасть в это ущелье, нужно еще проехать через китайскую воинскую часть со специальным пропуском.

Далее подобие дороги, петляющей по ущелью над Сатледжем. На пути встречается разрушенная крепость. Через два десятка километров въезд в долину с белыми от осаждающейся соли горячих источников отрогами гор. Эти источники в долине Сатледжа упоминались в древних трактатах о столице Шангшунга. Горячие источники бьют и со дна Сатледжа, протекающего здесь в невысоком мраморном каньоне. Перед навесным мостом через Сатледж, увешанным молитвенными флагами, священные тиртхи - естественным образом созданные природой соляные ванны из осаждающейся соли вытекающих из горы горячих минеральных вод. За навесным мостом в прибрежной полосе группа Чортенов, откуда открывается вид на древний город – серо-красная гора с руинами построек и остатками дворца на вершине на фоне отвесной грандиозной стены высотой несколько сот метров, с пластами слюдяных отложений, переливающихся серебристым светом от солнечных лучей. Все это в комплексе и есть Серебряный дворец долины Гаруды, упоминаемый в древних трактатах и как столица Шангшунга (4800 м). Гаруда – огненная птица, почитаемая как царь птиц, на которой летали боги, символ Бона и зарождавшегося здесь учения Дзогчен (Высшего совершенства). В одной из башен находятся развалины алтарной комнаты со свастиками. В пещерных комнатах под развалинами местами сохранились изумительные по красоте росписи. С разных точек этой горы-города видны многочисленные пещеры, расположившиеся ярусами на окружающих Кьюнглунг Нулкхар склонах гор.

Литература.

1.Захаров Ю. Найденная Шамбала. Последняя тайна Города Богов. – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

2. Захаров Ю. Код Шамбалы. Путешествие по запретным мирам. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

 

Демонстрация фильма об экспедиции 2006 г. «Тибет. Секретные долины йогинов». Продолжительность - 65 мин.

 

 

 

В начало СБОРНИКА